Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о деятельности консультационного центра и пунктов для потребителей, функционирующих на базе учреждения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» и его филиалов (далее – Центр), за 2022 год.
В 2022 году в Республике Карелия на базе Центра и его филиала осуществляли деятельность 1 консультационный центр для потребителей в г. Петрозаводске и 3 пункта для потребителей в административных районах Республики (г. Сегежа, г. Кемь, г. Костомукша).
В течение 2022 года консультационным центром и консультационными пунктами на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» было дано 2598 консультаций для граждан по вопросам применения правовых норм законодательства о защите прав потребителей, что на 9% больше, чем в 2021 году.
Таблица 1. Динамика проведенных мероприятий в 2021-2022 гг.
Мероприятия |
2021 г. |
2022 г. |
Динамика |
Проведено консультаций всего, в том числе: |
2363 |
2598 |
+9% |
- выполненных специалистом консультационного центра |
1912 |
2438 |
+21,6% |
- выполненных специалистами консультационных пунктов |
451 |
160 |
–35,5% |
Подготовлено проектов документов всего, в том числе: |
415 |
400 |
–3,6% |
- выполненных специалистом консультационного центра |
328 |
356 |
+7,9% |
- выполненных специалистами консультационных пунктов |
87 |
44 |
–49,4% |
Проведено горячих линий |
15 |
13 |
–13,3% |
В 2022 году из общего числа консультаций – 160 консультаций (6,2%) были проведены консультационными пунктами для потребителей.
Среди вопросов, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), поступивших от граждан в консультационный центр и пункты за 2022 год, наиболее популярными были обращения по следующим категориям: бытовые услуги – 269 (10,4%); услуги ЖКХ – 209 (8%); финансовые услуги – 112 (4,3%).
Среди вопросов, связанных с приобретением товаров ненадлежащего качества, поступивших от граждан в консультационный центр и пункты за 2022 год, наиболее популярными были обращения по следующим категориям: прочие – 405 (15,6%); технически сложные товары (в т.ч. бытового назначения) – 302 (11,6%); мобильные телефоны – 160 (6,2%); продажа товаров дистанционным способом – 143 (5,5%); мебель – 123 (4,7%).
Также было проведено 125 консультаций (4,8%) по общим вопросам применения положений законодательства о защите прав потребителей.
За отчетный период специалистами консультационного центра и пунктов проведено 13 «горячих линий», в частности: по вопросам качества и безопасности молочной продукции и срокам её годности; по Интернет торговле; по качеству и безопасности парфюмерно-косметической продукции; по защите прав потребителей (приурочена к Всемирному дню защиты прав потребителей – 15 марта); по вопросам детского отдыха, качества и безопасности детских товаров; по туристским услугам и инфекционным угрозам за рубежом; по качеству и безопасности хлебобулочных изделий и кондитерской продукции и срокам годности; по качеству и безопасности плодоовощной продукции и срокам годности; по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей; по вопросам организации питания в школах; по качеству и безопасности мясной и рыбной продукции и срокам годности; по услугам такси и каршеринга; по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков.
В течение 2022 года специалистами консультационного центра были разработаны, размещены на сайте и стендах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» информационные материалы для потребителей в количестве 21 по темам:
1. «Памятка потребителю. Что необходимо знать о качестве и безопасности молочной продукции»;
2. «Информация для граждан по торговле продуктами питания дистанционным способом»;
3. «О приобретении товаров через Интернет»;
4. «Памятка потребителю при покупке парфюмерно-косметических товаров»;
5. «О проведении Всемирного дня защиты прав потребителей»;
6. Результаты викторины «Победитель всегда прав?!»;
7. «Неделя финансовой грамотности 2022»;
8. «Безопасность детей летом»;
9. «О безопасном отдыхе детей в оздоровительных лагерях»;
10. «Памятка туристам, выезжающим за рубеж»;
11. «Качество и безопасность хлебобулочных изделий и кондитерской продукции»;
12. «Качество и безопасность плодоовощной продукции и сроки годности»;
13. «Качество и безопасность детских товаров и школьных принадлежностей»;
14. «О важных правилах здорового питания для школьников»;
15. «Что делать, если с карты списали денежные средства за поездку в общественном транспорте, которую Вы не совершали?»;
16. «Как правильно выбрать мясную и рыбную продукцию»;
17. «Всемирная неделя качества 7-11 ноября 2022 года»;
18. «О правах потребителей в «чёрную пятницу»;
19. «Об услугах такси и каршеринга»;
20. «Международный день отказа от покупок»;
21. «Памятка потребителю по выбору сладких новогодних подарков».
В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей было организовано проведение в течение 1-2 кварталов 2022 года тематической викторины «Потребитель всегда прав?» для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Карелия. Информация о проведении викторины была размещена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», направлена в образовательные учреждения Республики Карелия, в Министерство образования Республики Карелия. Всего в викторине приняло участие 234 учащихся общеобразовательных учреждений Республики Карелия: 74 учащиеся 9-х классов, 107 учащиеся 10-х классов, 53 учащиеся 11-х классов.
30 августа 2022 года в здании Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в торжественной обстановке, приуроченной к столетнему юбилею санитарно-эпидемиологической службы, состоялось награждение победителей тематической викторины «Потребитель всегда прав?!», проводившейся в течение 1-2 кварталов 2022 года.
В рамках реализации Плана по подготовке и проведению Всемирного дня защиты прав потребителей для учащихся 9-11-х классов образовательных учреждений Республики Карелия был направлен урок-презентация «Справедливые цифровые финансовые услуги» в образовательные учреждения республики для проведения тематических занятий.
Согласно данным, представленным образовательными учреждениями и отделами образования, с использованием направленных им материалов были проведены уроки:
В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в образовательные учреждения Республики Карелия направлена информация о размещении материалов для проведения, приуроченных к VIII Всероссийской Неделе финансовой грамотности классных часов и уроков обществознания.
В рамках оказания платных консультационных услуг по защите прав потребителей за 2022 год было подготовлено 14 исковых заявлений.
При осуществлении основной деятельности консультационный центр регулярно контактирует в рамках информационного взаимодействия с консультационными пунктами для потребителей по вопросам сбора данных статистической отчетности, применения нормативной правовой базы, применения единых информационных ресурсов, повышения квалификации, организационным вопросам, осуществляются взаимные консультации по вопросам защиты прав потребителей.