Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О безопасности продукции легкой промышленности

20 Апреля 2015

О безопасности продукции легкой промышленности

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" вступил в силу с 1 июля 2012 года.

Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента до дня его вступления в силу, были действительны до 1 июля 2014 года.

Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 о принятии Технического регламента, действительны до окончания срока их действия.

До 1 июля 2014 года допускалось производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

Согласно пункту 2 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" к продукции легкой промышленности, на которую распространяется действие настоящего Технического регламента, относятся:

  • материалы текстильные;
  • одежда и изделия швейные и трикотажные;
  • покрытия и изделия ковровые машинного способа производства;
  • изделия кожгалантерейные, текстильно-галантерейные;
  • войлок, фетр и нетканые материалы;
  • обувь;
  • меха и меховые изделия;
  • кожа и кожаные изделия;
  • кожа искусственная.

Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.

Требования к маркировке продукции установлены в статье 9 рассматриваемого Технического регламента, согласно которой маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Каких либо исключений для "мелких" партий продукции Технический регламент не содержит.

В пункте 1 статьи 9 TPТС указана обязательная информация, которая должна быть указана на всей продукции, это:

  • наименование продукции;
  • наименование страны-изготовителя;
  • наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
  • юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;
  • размер изделия;
  • состав сырья;
  • товарный знак (при наличии);
  • единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
  • гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
  • дату изготовления;
  • номер партии продукции (при необходимости).

Пункт 2 статьи 9 устанавливает дополнительные требования к маркировке в зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности:

Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:

- вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов;

- модель;

- символы по уходу за изделием;

- инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:

- вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них). Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать +/- 5 процентов;

- массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен);

- устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен);

- вид отделки (при наличии);

- символы по уходу за изделием.

Для обуви дополнительная информация должна содержать:

- модель и (или) артикул изделия;

- вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;

- инструкцию по уходу за обувью (при необходимости).

Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:

- вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);

- символы по уходу за изделием;

- инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:

- наименование материала верха;

- модель;

- указания по эксплуатации (при необходимости).

Для кож дополнительная информация должна содержать:

- площадь или массу кожи;

- толщину (при необходимости);

- сорт.

Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:

- вид меха;

- вид обработки;

- сорт, марку;

- площадь или размер.

Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

Объём информации, которую должна содержать маркировка продукции (товара) в соответствии с требованиями TPТС "О безопасности продукции лёгкой промышленности", отличается от той информации, которая должна быть указана на ценнике товара.

В соответствии с пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Иных требований к информации на ценнике не установлено. Кроме того, в соответствии с требованиями TPТС маркировка должна быть нанесена на само изделие, этикетку, товарный ярлык, упаковку изделия или листок-вкладыш.

Таким образом, указание на ценнике товара какой либо дополнительной информации (не предусмотренной п. 19 вышеуказанных Правил продажи товаров) не может быть рассмотрено как соблюдение обязательных требований Технического регламента.

Согласно пункту 3.2. TPТС "О безопасности продукции лёгкой промышленности" документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2014 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования Решения о принятии Технического регламента, действительны до окончания срока их действия.

Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.

В соответствии с пунктом 3.3. Технического регламента до 1 июля 2014 года допускалось производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.

Статьей 3 TPТС установлено, что Продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно статье 11 настоящего Технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Продукция легкой промышленности, соответствие которой требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.

По вопросу применения прайс-листов или прейскурантов вместо ценников сообщаем, что наличие прейскуранта допускается только при продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли. При продаже товаров в стационарных предприятиях торговли продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

По вопросу проведения внеплановой проверки 05.08.2014 в отношении ИП Белоусовой С.А. мотивированная позиция Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия была направлена письмами от 22.08.2014 № 04/4469 и от 17.09.2014 №04/4904.

При работе с обращениями граждан Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия руководствуется положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 2 названного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Одной из мер является проведение внеплановой проверки по обращению гражданина, права которого нарушены. Проверка проводится с целью установления факта наличия либо отсутствия нарушений прав потребителей.

Проведение проверки осуществляется строго в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом в Законе отсутствует норма, устанавливающая обязательное требование к обращению гражданина, согласно которому потребитель обязан до обращения в надзорный орган предъявить претензию продавцу (исполнителю, изготовителю) и представить документы, подтверждающие факт такого обращения.

Требования, которые потребитель вправе предъявить продавцу в связи с приобретением товара ненадлежащего качества, установлены статей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сроки удовлетворения соответствующих требований потребителей установлены статьями 20-22 указанного Закона.

Вместе с тем Закон РФ «О защите прав потребителей» не только устанавливает права потребителей, но и содержит права и обязанности продавцов (исполнителей, изготовителей).

Так в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Таким образом, Закон не обязывает продавца немедленно возвращать потребителю стоимость товара ненадлежащего качества.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества установлено статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанной статьей Закона потребитель имеет право в первую очередь на обмен товара надлежащего качества, и только в случае его отсутствия в продаже, потребовать уплаченной за товар денежной суммы.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~Uyuzm