Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия доводит до сведения граждан информацию о существующей недобросовестной практике при оформлении микрозаймов онлайн.
В сети Интернет участились случаи предложения помощи по подбору зай-мов со стороны кредитных брокеров и иных посредников, которые не раскрывают информацию о возмездном характере своих услуг.
Более того, зачастую потребитель просто не осознаёт, что находится на сай-те посредника и передаёт все свои персональные данные не микрокредитной ком-пании, а третьему лицу.
Что предлагает кредитный брокер или посредник на самом деле? Выбрать и оформить микрозайм онлайн, заполнить анкету, а также приобрести дополни-тельные услуги.
ПОЧЕМУ ЭТО ОПАСНО?
1. Навязывается или скрывается факт приобретения дополнительных услуг.
При оформлении микрозайма клиенту предлагают присоединиться к раз-личным «условиям», «программам», «сервисам», «услугам», «тарифам» и т.п.
В оферту (заявление на займ) могут быть автоматически включены следу-ющие платные услуги:
- страхование жизни и здоровья от несчастного случая;
- теледоктор - круглосуточная медицинская консультация;
- услуга СМС-информирования (о статусе рассмотрения заявки на выдачу займа, платежах по договору потребительского займа, рекламных акциях и т.п.);
- услуга по получению отчёта о состоянии финансового здоровья и акту-альных предложениях по займам (предоставляются и оплачиваются регулярно: ежедневно, еженедельно и т.п.);
- услуга платного подбора займов.
Стоимость таких услуг может достигать нескольких тысяч рублей. Будьте бдительны!
2. Подписание договора в один клик.
Все онлайн-сервисы содержат в себе условия о том, что соглашение с по-требителем заключается в электронном виде. Иногда для этого требуется ввести код из СМС-сообщения, но часто договоры просто содержат условие о том, что сам факт проставления на сайте или в мобильном приложении «флажка» согласия с предлагаемыми условиями заменяет подпись клиента и означает возможность списания с банковской карты стоимости услуг по тарифам посредника.
3. Плата по займу и за дополнительные услуги списывается автоматически.
Очень часто оплата услуг подбора займов, СМС-информирования, получения различных отчётов может производиться в форме платной подписки и продлевается каждые несколько дней автоматически.
Пример договорного условия: подключение сервиса «Рекуррентные списа-ния» – возможность оплаты и исполнения обязательств физическими лицами по-средством автоматических переводов денежных средств.
4. Отключить навязанные услуги очень сложно.
В цифровую эпоху у недобросовестных компаний простым и быстрым оказывается только сервис, направленный на списание денежных средств в свою пользу. Для того, чтобы отказаться от навязанных услуг иногда потребуется прибегнуть к услугам «Почты России».
Пример договорного условия: «Заёмщик вправе в любое время отказаться от сервиса «Рекуррентные списания», направив уведомление об отказе от сервиса в адрес исполнителя посредством почтовой корреспонденции, письмом с описью вложения».
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия призывает быть внимательными при оформлении любых договоров онлайн.