Приём обращений граждан |
Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания платных медицинских услуг в 2012 году
Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в 2012 году проведено 28 мероприятий по контролю (надзору) соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отношении лиц, оказывающих платные медицинские услуги.
В ходе мероприятий по контролю проверено соблюдение действующего законодательства, в том числе Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27.
При проверках внимание уделялось вопросам соблюдения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе медицинских услуг, о самих услугах, а также анализу договоров о предоставлении платных медицинских услуг на предмет наличия в них условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
В ходе проведения проверок установлено, что 19 медицинских учреждений осуществляют медицинскую деятельность с нарушениями обязательных требований действующего законодательства. Всего в 2012 году выявлено 48 нарушений.
Основное количество выявленных правонарушений касалось нарушения прав потребителей на информацию, выраженного в непредоставлении потребителям необходимой и достоверной информации об исполнителе медицинской услуги либо о самой услуге. К числу таких нарушений относятся следующие:
- отсутствие в наглядной и доступной для потребителей форме информации о Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, о квалификации и сертификации специалистов, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, что, исходя из особенностей оказания медицинских услуг, имеет большое значение для потребителя;
- отсутствие в договорах сведений о сроках получения платных медицинских услуг.
Кроме того, большинство медицинских учреждений нарушают права потребителей путем включения в договоры об оказании платных медицинских услуг условий, ущемляющих права потребителей (статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
- о праве медицинского учреждения в одностороннем порядке расторгать договор и (или) изменять условия договора, в том числе касающиеся стоимости медицинских услуг;
- об ограничении ответственности исполнителя платных медицинских услуг;
- об установлении обязательного предварительного внесудебного порядка разрешения требований потребителей платных медицинских услуг;
- об ограничении права потребителя на альтернативную подсудность.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий медицинским учреждениям выдано 9 предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Составлено 27 протоколов об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых вынесено 19 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения и штрафов на общую сумму 47,0 тыс.руб. Хозяйствующим субъектам выданы представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В 2012 году в адрес Управления поступило 21 письменное обращение по вопросам оказания платных медицинских услуг.
По обращениям граждан проведено 2 внеплановые проверки и 3 административных расследования. По остальным обращениям потребителям даны разъяснения в соответствии с положениями действующего законодательства.