Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Результаты очередной тематической телефонной «горячей» линии

29 Марта 2013

25 марта 2013 года состоялась очередная  телефонная «горячая линия» по теме «Способы защиты прав потребителей финансовых услуг». Представляем наиболее интересные вопросы по заявленной тематике.

Вопрос: Какими законами регулируются взаимоотношения между банками и потребителями?

Ответ: Отношения между банками и физическими лицами в сфере потребительского кредитования регулируются нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Ведомственные акты Банка России в сфере потребительского кредитования обязательны для исполнения кредитными организациями, но не могут устанавливать дополнительные обязанности для потребителя по сравнению с нормами вышеназванных законов. На сегодняшний день готовится специальный законопроект  «О потребительском кредитовании».

Вопрос: Что такое потребительский кредит?

Ответ: Это кредит, который предоставляется банком физическим лицам, то есть потребителям, в целях приобретения ими товаров (услуг) для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Вопрос: Должны ли мне сказать при заключении кредитного договора: сколько всего я должна выплатить банку? И как я должна платить: сроки, суммы? Я ведь должна это знать до того как подписываю кредитный договор?

Ответ: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязывает кредитные организации дозаключения кредитного договора доводить до сведения потребителя информацию

о цене;

об условиях приобретения кредита;

о размере кредита

о полной сумме, подлежащей выплате

о графике погашения суммы, подлежащей выплате.

Вопрос: Я заключила кредитный договор, но при подписании договора мне дали еще бланк заявления о выдаче банковской карты и сказали, что без оформления банковской карты мне не дадут кредита. А зачем мне она, у меня есть счет в другом банке, разве мне не могут перечислить кредит на этот счет?

Ответ: Статья  16 Закона РФ "О защите прав потребителей" запрещает обуславливать приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением других товаров, работ и услуг. Таким образом, Банк не вправе навязывать дополнительные платные услуги. Написать заявление о выдаче банковской карты или об открытии счета  в Банке – это право потребителя, а не обязанность.

Вопрос: Как правильно оформить кредит на покупку бытовой техники, какую информацию мне должны сообщить в магазине?

Ответ: Как правило,  в магазинах работают кредитные специалисты Банков, при заключении кредитного договора они должны сообщить всю информацию, как о Банке, так и об условиях кредитования. Потребителю рекомендуется ознакомиться со всей представленной информацией, обратить внимание на размер эффективной процентной ставки, потому что в экспресс-кредитах  она может существенно отличаться от рекламируемой процентной ставки по кредиту.

Вопрос: Какие есть способы защиты своих  прав гражданами?

Ответ:Согласно статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Вопрос: Как потребителю защитить свои права в суде? Есть у него какие-нибудь преимущества, предусмотренные законом?

Ответ: Законодательством установлены следующие особенности судебной защиты прав потребителей.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом. Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальнымкодексом Российской Федерации и Законом РФ «О защите прав потребителей».

Любой гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Исковое заявление о защите прав потребителей может быть подано потребителями по его выбору в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Законодательством установлены следующие особенности судебной защиты прав потребителей.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» при подаче исков о защите нарушенных прав потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ.

Вопрос: Как самостоятельно написать исковое заявление в суд, что нужно там указать обязательно?

Ответ: На основании статьи  131 Гражданского процессуального Кодекса РФ в исковом заявлении должно быть указано:

наименование суда, в который подается заявление;

наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

перечень прилагаемых к заявлению документов

Вопрос: Куда можно обратиться за консультациями  по вопросам защиты  прав потребителей в суде?

Ответ: За бесплатной юридической помощью в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться в Консультационный центр, созданный при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» по адресу г.Петрозаводск, пр.Невского, д.28-а, каб.1, телефон 56-12-07.







Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~VUMQq