Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О навязывании «добровольного» страхования имущества

21 Июля 2022

   Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о существовании недобросовестной практики управляющих компаний по включению в платёжный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям многоквартирных домов (далее – МКД) платы за добровольное страхование квартиры при фактическом отсутствии каких-либо договорных отношений со страховой компанией.

   Процедура данной практики такова, что в почтовые ящики жильцов раскладываются «информационные письма», содержащие оферту (предложение заключить договор страхования имущества). После чего, на следующий месяц приходит квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг, уже содержащая строку «добровольное страхование». И если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счёта договор считается заключённым.

   Данный факт относится к нарушению принципа свободы договора, связанного с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги, свидетельствующим о нарушении прав потребителей и пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

   Сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления МКД и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений. Однако для этого должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений МКД.

    Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации, который, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в определении от 23.09.2020 № 309-ЭС20-13251 по делу № А60-58964/2019 указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ. Управляющая компания, предоставляя информацию в счёте-квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по строке «услуга добровольное страхование» определённой страховой компании, выходит за рамки своих полномочий, предоставляемых ей собственниками помещений МКД. Указанная практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления МКД и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги.

    С учетом изложенного, рекомендуем потребителям более внимательно просматривать все услуги, указанные в платёжном документе, чтобы в дальнейшем это не превращалось для них в финансовые потери.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~QExkU