Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Памятка «Что делать, если в квартире перегорели электроприборы?»

6 Января 2023

У каждого человека в квартире в настоящее время функционирует большое количество бытовой электрической техники, которая делает нашу жизнь удобнее. Однако любая бытовая техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин.

Причины скачков и отклонений от номинальных значений:

   - аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);

   - импульсные скачки напряжения из-за молнии;

   - обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;

   - повреждения кабеля при копке траншей;

   - отключение электроэнергии, приведшее к скачкам напряжения;

   - перекос фаз, приведший к подаче напряжения более 300 вольт в сеть.

В соответствии с действующим законодательством возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе (обслуживании) которой находится ваша электрическая линия (электрическое оборудование). 

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предусмотрены требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям – это постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013).

Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Что делать, если факт скачка напряжения в сети уже состоялся и бытовая электротехника в квартире перегорела?

Если в вашей квартире в многоквартирном жилом доме в розетках оказалось повышенное напряжение (больше нормативного 220 В), вероятно, произошёл перекос фаз.

Часто это происходит при отгорании (замыкании) нуля (нулевой фазы) в распределительном щите в подъезде или в электрощите дома.

Указанное электрическое оборудование обслуживает больше одной квартиры и относится к общедомовому, ответственность за содержание которого несёт управляющая организация.

   1. Необходимо зафиксировать факт резкого скачка напряжения, а именно: вызвать аварийную ремонтную бригаду для устранения возникшей неисправности, а также фиксации факта аварии. Информацию о заявке в аварийную службу, о причинах аварии, а также о проведённых работах необходимо получить в управляющей организации или непосредственно в аварийной службе.

   2. Вызвать сотрудника (специалиста) управляющей (обслуживающей) организации для составления акта причинения вреда имуществу (с указанием всех электрических приборов, повреждённых в результате скачка напряжения). В случае, если сотрудники управляющей организации не явились, гражданин-потребитель вправе пригласить трёх свидетелей (можно соседей) и составить акт в их присутствии. Указанный документ в суде также будет являться доказательством.

   3. Подсчитать и подтвердить документально причинённые вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета, квитанции к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями. При этом у ремонтной (сервисной) организации необходимо получить заключение, в котором будет указано, что поломка электроприборов произошла из-за скачка напряжения в электрической сети.

   4. В целях урегулирования ситуации в досудебном порядке следует предъявить претензию причинителю вреда с указанием суммы причинённого ущерба, приложением копий чеков, квитанций и др. документов. На основании положений Правил № 354 исполнителем услуг по электроснабжению для граждан может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.

   5. При отклонении претензии полностью или частично либо при неполучении ответа в установленные для её рассмотрения сроки гражданин имеет право предъявить иск в суд.

Потребитель основывает свои требования о возмещении ущерба на положениях ст. 13, 14, 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают, что вред, причинённый личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.

Помимо понесённых убытков (затрат) на ремонт техники потребитель вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг юриста, экспертов и компенсацию морального вреда.

В случае судебного разбирательства бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинён не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей (управляющей) организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на энергоснабжающую (управляющую) организацию.

 

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~NYHev