Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


Памятка. Что делать, если в квартире перегорели электроприборы

9 Января 2021

У каждого человека в квартире в настоящее время функционирует большое количество бытовой электрической техники, которая делает нашу жизнь удобнее и комфортнее.

Однако любая бытовая техника, которая работает от электричества, боится скачков (перепадов) напряжения в сети. Они могут произойти по ряду причин.

Причины скачков и отклонений от номинальных значений:

- аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);

- импульсные скачки напряжения из-за молнии (электрических разрядов в атмосфере);

- обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева либо налипания мокрого снега и льда;

- повреждения кабеля при копке траншей;

- аварийное отключение электроэнергии, приведшее к скачкам напряжения;

- перекос фаз, приведший к подаче напряжения более 300 вольт в сеть.

В соответствии с действующим законодательством возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе (обслуживании) которой находится ваша электрическая линия (электрическое оборудование). 

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предусмотрены требования к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям - это постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014).

Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Что делать, если факт скачка напряжения в сети уже состоялся и бытовая электротехника в квартире (компьютер, холодильник, телевизор, стиральная и посудомоечная машина) перегорела (вышла из строя)?

Если в вашей квартире в многоквартирном жилом доме в розетках оказалось повышенное напряжение (больше нормативного 220 В) – вероятно произошел перекос фаз.

Часто это происходит при отгорании (замыкании) нуля (нулевой фазы) в распределительном щите в подъезде или в электрощите дома.

Указанное электрическое оборудование обслуживает больше одной квартиры и относится к общедомовому имуществу, ответственность за содержание которого несет управляющая организация.

1. Необходимо зафиксировать факт резкого скачка напряжения, а именно: вызвать аварийную ремонтную бригаду для устранения возникшей неисправности, а также фиксации факта аварии. Информацию о заявке в аварийную службу, о причинах аварии, а также о проведенных работах необходимо получить в управляющей (ресурсоснабжающей) организации или непосредственно в аварийной службе.

2. Вызвать сотрудника (специалиста) управляющей (обслуживающей, ресурсоснабжающей) организации для составления акта причинения вреда имуществу (с указанием всех электрических приборов, поврежденных в результате скачка напряжения). В случае, если сотрудники управляющей организации не явились, гражданин-потребитель вправе пригласить трёх свидетелей (можно соседей) и составить акт в их присутствии. Указанный документ в суде также будет являться доказательством.

3. Подсчитать и подтвердить документально причиненные вследствие перегорания бытовой электротехники убытки. Подтверждением материальных затрат и прямых убытков (расходов на ремонт бытовой техники) будут чеки, счета, квитанции к оплате за ремонт и покупку запчастей, выдаваемые ремонтными и торговыми организациями. При этом у ремонтной (сервисной) организации необходимо получить заключение, в котором будет указано, что поломка электроприборов произошла из-за скачка напряжения в электрической сети. В случае серьезного повреждения имущества необходимо получить заключение о неремонтопригодности бытовой техники;

4. В целях урегулирования ситуации в досудебном порядке следует предъявить претензию причинителю вреда с указанием суммы причиненного ущерба (с приложением копий чеков, квитанций и др. документов). На основании положений Правил №354 исполнителем услуг по электроснабжению для граждан могут быть: юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю указанную коммунальную услугу.

5. При отклонении претензии полностью или частично либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки гражданин имеет право предъявить иск в суд.

Потребитель основывает свои требования о возмещении ущерба на положениях ст. 13, 14, 29 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, которые предусматривают, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии доказательств причинения вреда имуществу, здоровью и т. п.

Помимо понесенных убытков (затрат) на ремонт техники потребитель вправе включить в сумму для возмещения стоимость услуг юриста, экспертов и компенсацию морального вреда.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В случае судебного разбирательства бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей (управляющей) организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на энергоснабжающую (управляющую) организацию.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~0AIrW