Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» «Права потребителей-абонентов при оказании услуг подвижной (сотовой) связи».

30 Мая 2012

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»

28 мая 2012 года отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена телефонная «горячая линия» по теме «Права потребителей-абонентов при оказании услуг подвижной (сотовой) связи».

Приводим ответы на интересующие вопросы потребителей.

У меня заключён договор с оператором связи. 16 мая я внёс на свой счёт 100 рублей. Говорил всего 4 раза, в том числе 3 раза до 30 секунд. Сегодня с моего счёта списали все деньги. Считаю, что деньги сняли за неоказанные услуги. Как теперь их вернуть? Только через суд?

Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328, предусмотрен предварительный (претензионный) внесудебный порядок разрешения требований потребителей услуг. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления судьей.

Поэтому сейчас Вам необходимо предъявить оператору связи претензию в письменной форме. К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору.

А если мою претензию оставят без ответа?  

О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить предъявившему её абоненту в письменной форме.

При неполучении ответа в установленные для рассмотрения претензии сроки Вы имеете право предъявить иск в суд.

Вы сказали, что для рассмотрения претензии установлены сроки. Это сколько дней?

В соответствии с требованиями пункта 55 Правил оказания услуг подвижной связи претензия рассматривается оператором связи в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии.

Вчера ходила в офис оператора связи, чтобы выдали распечатку звонков. Мне её не дали, а сказали всё писать письменно. Правомерны ли действия сотрудников офиса?

Действительно, пунктом 27 Правил оказания услуг подвижной связи предусмотрено, что детализацию счета по всем видам услуг подвижной связи с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров абонент вправе получать только по письменному заявлению.

Таким образом, действия работников оператора связи правомерны.

Когда я получаю счёт по оказанным услугам, никогда не вижу в нём, сколько минут наговорил или сколько SMSотправил. Стоит только общая сумма по каждой услуге. Есть ли какие-то правила оформления счетов, выставляемых операторами связи?

В пункте 42 Правил оказания услуг подвижной связи содержится перечень сведений, которые должны содержаться в счёте, выставляемом абоненту для проведения расчётов за оказанные услуги. Указанный перечень включает в себя следующее:

а) реквизиты оператора связи;

б) сведения об абоненте;

в) расчетный период, за который выставляется счет;

г) номер лицевого счета абонента (при авансовой системе оплаты);

д) виды оказанных услуг подвижной связи с указанием объёма услуг подвижной связи по каждому виду;

е) сумма, предъявляемая к оплате, по каждому виду услуг подвижной связи и каждому абонентскому номеру абонента;

ж) общая сумма, предъявляемая к оплате;

з) сумма остатка на лицевом счёте (при авансовой системе оплаты);

и) дата выставления счёта;

к) срок оплаты счёта (если для этого платежа он установлен оператором связи).

Следовательно, если оператор связи не указывает в счёте объём оказанных услуг подвижной связи по каждому виду услуг, он нарушает требования подпункта «д» пункта 42 Правил оказания услуг подвижной связи.

          В 2010 году между мной и оператором связи был заключён договор на предоставление услуг мобильной связи. Я имею два абонентских номера. В договоре указано, что неотъемлемой частью договора являются Правила оказания услуг связи, разработанные оператором. В этих правилах есть пункт: «Если абонент имеет перед оператором задолженность по оплате услуг по иным лицевым счетам, принадлежащим абоненту, то оператор вправе приостановить оказание услуг абоненту до полного погашения задолженности абонента за оказанные оператором услуги, и/или направить поступающие от абонента платежи (кроме платы за подключение) на погашение образовавшейся ранее задолженности». Хотел бы знать, насколько законно такое условие договора?

  В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

  Правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

  Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям данных услуг на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

   Частью 1 статьи 45 Федерального закона «О связи» определено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

  Отношения между абонентом и оператором, возникающие в процессе оказания и получения услуг подвижной связи, регулируются Правилами оказания услуг подвижной связи, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328.

  Исходя из системного толкования норм права, регулирующих данные правоотношения, плата за оказанные абоненту услуги подвижной связи взимается в рамках договора за оказанные в ходе его исполнения услуги по определенному этим договором абонентскому номеру.

  В силу пункта 3 статьи 44 Федерального закона «О связи» в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных этим  Законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании таких услуг, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных ему услуг, определенных условиями договора об оказании услуг связи, оператор имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения, за исключением случаев, установленных Законом.

  Аналогичное условие содержится и в Правилах оказания услуг подвижной связи (пункт 47).

  При этом ни Закон о связи, ни Правила не предусматривают возможность оператора связи приостановить оказание услуг по одному договору в случае неисполнения обязательств абонентом по другим заключенным с ним договорам.

 Пунктам 58,69 Правил оказания услуг подвижной связи установлена ответственность абонента перед оператором за несвоевременную оплату услуг связи в виде неустойки.

  Таким образом, оператор связи защищен в случае наличия у абонента задолженности за оказанные услуги, поэтому условие названного Вами пункта внутренних Правил оператора связи, являющихся неотъемлемой частью договора об оказания услуг связи с абонентом, не соответствует требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~7hUNm