Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Международный день отказа от покупок

28 Ноября 2022

День отказа от покупок в 2022 году отмечали 26 ноября. Условия участия в этой акции были просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений.

По мнению организаторов, акция является первым шагом к отказу от приобретения ненужных вещей ради процесса осознанного, рационального поведения.

Рациональное поведение — это продуманное поведение, предполагающее удовлетворять свои истинные потребности, обращать внимание при покупке на составы, задумываться о том, какой урон тот или иной продукт наносит планете, Вашему здоровью и работникам производств, а также как это можно компенсировать.

Для развития осознанного, рационального поведения потребителю необходимо придерживаться следующих положений:

         1. Заменять пластиковые пакеты многоразовой сумкой или авоськой. В России нет условий для правильной утилизации такого вида пластика. А значит, он либо ляжет мертвым грузом на свалке, либо разложится на микропластик и продолжит свое путешествие по планете.

         2. Покупать такое количество продуктов, которое Вы сможете съесть. Но на деле часть продуктов оказывается в мусорном ведре из-за истекшего срока годности или порчи. Начните составлять меню на неделю, чтобы подсчитать количество продуктов.

         3. Сортировать отходы. Не обязательно все сразу, можно начать с малого. Например, откладывайте в отдельный ящик или пакет бумагу/стекло/пластиковые бутылки. И еще на стадии магазина сортируйте в уме будущий мусор – пластиковую бутылку от молока проще переработать, чем тетрапак.

          4. Покупать более дорогую, но качественную одежду. Чтобы вещи сочетались между собой, составьте гардеробную капсулу или проконсультируйтесь со стилистом. Это поможет не только освободить шкафы, но и сэкономить бюджет.        

         5. Утилизировать вещи на переработку или отдавать нуждающимся. Хорошую одежду, которая вышла из моды, можно отдать в благотворительные организации.

         6. Находить ненужным вещам новый дом. Современные производители мебели и декора добавляют в свой ассортимент новые модели каждый год. Если мебель отлично выполняет свои функции, а украшений на стенах и так достаточно, зачем платить больше и загромождать пространство.

         7. Экономить электричество и воду. Для экономии воды можно установить на кран специальную водосберегающую насадку, а водой, которую использовали для мытья фруктов и овощей, можно полить комнатные растения. С электроэнергией тоже все просто – используйте меньше бытовых приборов, не оставляйте включенным телевизор и компьютер, загружайте полностью стиральную и посудомоечную машину.

Важно помнить, что прежде, чем приобрести какой-то товар или начать чем-то пользоваться, необходимо остановиться на секунду и спросить себя: какие последствия это будет иметь для меня и окружающего мира?

Одновременно в связи с празднованием Всемирного дня отказа от покупок Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия особое внимание уделяет проблеме приобретения товаров с недостатками.

Управление напоминает о том, что в соответствии с Преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) недостаток товара – несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и описанию при продаже товара по образцу и по описанию; существенный недостаток товара – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным, а также руководствуясь статьей 4 Закона о защите прав потребителей (о праве потребителя на качественный товар), продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Отношения, возникающие между продавцами и потребителями при приобретении товаров ненадлежащего качества, регулируются статьей 18 Закона о защите прав потребителей

В силу пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

         -потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

         -потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

         -потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

         -потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

         -отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Одновременно Законом о защите прав потребителей предусмотрен особый порядок возврата и обмена технически сложных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924.

Так в случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

         -обнаружение существенного недостатка товара;

         -нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

         -невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки удовлетворения соответствующих требований в соответствии с Законом о защите прав потребителей потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

При этом согласно пункту 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

При приобретении некачественных товаров Управление рекомендует обратиться в адрес продавца (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) с письменной претензией с указанием своего требования. В случае отказа в его удовлетворении потребитель вправе обратиться в суд по своему выбору по собственному месту жительства, месту совершения сделки купли- продажи, месту нахождения продавца. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

 

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~sk2mh