Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

29 Июля 2016
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

Перечень предъявляемых требований

Если в купленном товаре вы обнаружили брак или иной недостаток, то согласно статье 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» можете по своему выбору предъявить продавцу одно из требований:

  • заменить купленный товар на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

  • заменить таким же товаром только другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • соразмерно уменьшить покупную цену. Это требование имеет смысл предъявлять, если обнаруженные недостатки не особо влияют на использование товара (например, царапины);

  • незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара (другими словами, отремонтировать товар) или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;

·         вернуть уплаченную за товар сумму.

Помимо перечисленного, вы вправе дополнительно требовать:

  • полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Как правильно предъявить требование?

Настоятельно рекомендуем предъявлять выбранное требование в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать факт своего обращения. Любые заявления и претензии подаются в двух экземплярах. Один экземпляр передается адресату, а на втором сотрудник, принявший документ, должен расписаться, поставить дату приёма документа, штамп или печать магазина (при наличии), а также указать свою должность, фамилию и инициалы. Если же никто не хочет брать и подписывать претензию, отправьте ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае доказательством отправки будет почтовая квитанция, а доказательством получения – уведомление.

Особенности предъявления требований

в отношении технически сложных товаров

В отношении технически сложных товаров закон устанавливает свои особенности предъявления и удовлетворения требований потребителей при обнаружении в таких товарах недостатков. Эти особенности закреплены в пункте 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Так, в указанном пункте:

·         определен срок для предъявления требований о возврате уплаченной суммы и о замене товара – в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара;

·         обозначены конкретные случаи, при которых указанные требования подлежат удовлетворению по истечении 15-дневного срока:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение сроков ремонта товара, установленных статьей 20 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Сроки для предъявления соответствующих требований

Требования в отношении недостатков товаров предъявляются потребителем (статья 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»):

·         в течение гарантийного срока;

·         в течение срока годности товара (на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары);

·         в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок или срок годности не установлен);

·         в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок истёк, а потребитель способен доказать, что недостатки возникли до момента покупки товара);

·         в течение срока службы товара или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю (если срок службы не установлен). Данный срок может быть применен при одновременном наличии следующих условий:

- выявлены существенные недостатки товара;

- требование предъявляется не продавцу, а изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру);

- потребитель предъявляет требование только о ремонте товара;

- недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю.

Порядок проведения проверки качества товара и экспертизы

Для того, чтобы удовлетворить заявленные вами требования, продавцу необходимо установить, по какой причине (по вине изготовителя (продавца) или по вашей вине) в товаре возник недостаток.

Поскольку качество товара не всегда можно определить на глаз, на первоначальном этапе назначается проверка качества товара, а затем уже, если вы будете не согласны с результатами проведенной проверки качества, экспертиза.

Об этом гласит пункт 5 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: «Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».

Обратите внимание, потребитель имеет право принимать участие как в проверке качества, так и при проведении экспертизы. Однако недобросовестные продавцы не информируют потребителя об этом праве, а потом утверждают, что потребитель не заявил о своем намерении принять участие в проверке или в экспертизе. Поэтому, как только продавец предупредит вас о необходимости провести проверку качества (экспертизу), сразу же сообщите письменно о том, что хотите присутствовать при этом.

Следует иметь в виду следующее. Если экспертиза установит, что недостаток возник в силу причин, за которые продавец не отвечает, последний вправе потребовать от потребителя оплаты работы экспертов, а также услуг по транспортировке и хранению товара, связанные с экспертизой. 

Судебная защита потребительских прав

В случае, если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные вами требования либо оставит вашу письменную претензию без ответа, то вы вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

При этом законодательство Российской Федерации (п.3 ст.17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», подп.4 п.2 и п.3 ст.333.36 Налогового кодекса РФ) освобождает потребителей от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1000000 рублей.

Административная ответственность продавца

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия по жалобам потребителей при наличии соответствующих оснований проводит внеплановые проверки в отношении торговых организаций, нарушающих законодательство о защите прав потребителей.

При выявлении в ходе таких проверок административных правонарушений, виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~Q6QYj