Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О правах потребителей при дистанционных способах продажи товаров

17 Января 2017

Продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на территории Российской Федерации в общем и целом регламентируется соответствующими положениями статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, а применительно к продаже товаров гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (согласно статье 492 ГК РФ), также статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила).

В частности, продавец, осуществляющий продажу товаров дистанционным способом, т.е. продажу товаров «по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора», соответствующую информацию «о цене и об условиях приобретения товара», предоставление которой является обязательным в силу соответствующего требования, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», предоставляет потребителям с соблюдением требований, установленных пунктами 8 и 9 Правил.

Принимая во внимание специфику данного вида правоотношений, нормами статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлен так называемый «период охлаждения» в семь дней, когда потребитель может немотивированно вернуть товар продавцу (пункт 4 статьи 26.1 Закона), а также ужесточены требования к продавцам в части сроков предоставления потребителю информации (пункт 2 статьи 26.1 Закона), формы предоставления информации (пункт 3 статьи 26.1 Закона). С учетом особенностей удаленной коммуникации сторон сделки более четко определен момент заключения договора (пункт 20 Правил).

При этом следует иметь в виду, что Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (последний подлежит применению исключительно в контексте статьи 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»), к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~VnFTW