Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах «горячей линии» по защите прав потребителей при оказании услуг по реализации туристского продукта

10 Октября 2019

30 сентября 2019 года отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена телефонная «горячая линия» по теме «Защита прав потребителей при оказании услуг по реализации туристского продукта».

Приводим некоторые ответы на интересующие вопросы потребителей.

1. Вправе ли бюро путешествий взимать штраф в размере 100% от цены туристского продукта за расторжение договора о реализации туристского продукта по причине моей болезни?

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», пункту 20 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 №452, каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении такого договора.

К существенным изменениям обстоятельств, в частности, относится невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Порядок и условия расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также последствия для сторон такого расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесённых ими в связи с исполнением такого договора), определяются гражданским законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика (потребителя) на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и условие, при котором он допускается. Таким условием является оплата исполнителю фактически понесенных им расходов. Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» турист вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты туристической фирме фактически осуществленных ей расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Указанные расходы не могут быть заранее определены.

Таким образом, удержание фиксированной суммы в процентном соотношении к стоимости услуги не основано на нормах права, обременительно для потребителя, не является по определению фактически понесёнными затратами исполнителя, которые должны быть документально подтверждены и составлять самостоятельную денежную сумму в каждом конкретном случае по отношению к каждому конкретному потребителю.

2. В октябре у меня отпуск. Решил провести его на севере Карелии. В Интернете нашёл сайт одной туристической компании, которая приглашает туристов посетить Лоухский район. Стал переписываться с ними через электронную почту. Когда поинтересовался о заключении договора, мне ответили, что никаких договоров они не заключают. Разве это законно?

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Законом о туристской деятельности, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 12 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 №452, договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключённым, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.

Таким образом, при реализации туристу и (или) иному заказчику туристского продукта туроператор (турагент) обязан заключить договор в письменной форме. Отказ туристической компании, которая Вам предлагала воспользоваться своими услугами, в заключении договора о реализации туристского продукта является незаконным.

3. У меня был заключён договор о реализации туристского продукта. На основании этого договора я ездила отдыхать в Турцию. Услуги по размещению в отеле, входящие в турпакет, были очень плохого качества. Когда я вернулась из поездки, направила туроператору претензию. Потом оказалось, что турагент в договоре неправильно указал наименование и адрес туроператора. Из-за этого я пропустила двадцатидневный срок для обращения с претензией к настоящему туроператору. Подлежит ли турагент за такое нарушение административной ответственности?

Указание турагентом в договоре реализации туристского продукта недостоверных сведений о полном и сокращённом наименовании, адресе (месте нахождения) туроператора является нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге по реализации туристского продукта, а именно: о лице, сформировавшем туристский продукт, что является невыполнением требований абзаца 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности), пункта 2 статьи 8, пункта 1, абзаца 12 пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 10 Закона о туристской деятельности полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора относятся к существенным условиям договора о реализации туристского продукта.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей информация об исполнителе и о реализуемых им услугах должна доводиться до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг в наглядной и доступной форме способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке.

На основании пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Как следует из абзаца 12 пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, информация об услугах в обязательном порядке должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нём, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). В рассматриваемом случае конкретным лицом, оказывающем услугу, является туроператор, поэтому информация о нём должна предоставляться потребителю в обязательном порядке и быть достоверной.

За указанное Вами нарушение турагент может быть привлечён к административная ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~pXea1