Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Всемирный день защиты прав потребителей: предыстория и девиз

1 Марта 2013

Всемирный день  защиты прав потребителей: предыстория и девиз

В 1962 году Президент США Джон Кеннеди в своём выступлении в Конгрессе США впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил 4 основных права потребителей:

·               право на безопасность,

·               право на информацию,

·               право на выбор,

·               право быть выслушанным.

Впоследствии Всемирная организация Союзов потребителей добавила еще 4 пункта:

·               право на удовлетворение основных нужд,

·               право на возмещение,

·               право на потребительское образование,

·               право на здоровую окружающую среду.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Через два года Генеральная Ассамблея ООН утвердила руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработки законодательства в области защиты интересов потребителей.

В России Всемирный день прав потребителя впервые отметили в 1992 году, когда был принят закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги в сфере защиты прав потребителей.

Более широко этот праздник отмечался во всех регионах с 1994 года, но официально начало ему положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерацией во Всемирную Организацию Союза потребителей.

Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. Последние 3 года девизы были посвящены защите прав потребителей при предоставлении финансовых услуг: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг» (2012 год), «Потребители за честные финансовые услуги» (2011 год), «Наши деньги — наши права» (2010 год). У потребителя финансовых услуг часто возникают сложности с пониманием самой сути финансового продукта, которые связаны с непредставлением полной и достоверной информации о финансовой услуге, либо со сложностью предлагаемой услуги.

Тема Всемирного дня защиты прав потребителей, который будет отмечаться 15 марта 2013 года, - «Потребительское правосудие сегодня»  («Consumer  Justice Now!»).

Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI), выбрав в 2013 году тему Всемирного дня защиты прав потребителей,  призывает своих членов и сторонников акцентировать внимание на вопросах совершенствования правовых механизмов защиты потребительских прав и законных интересов граждан.

Особая актуальность совершенствования правовых и организационных механизмов для более действенной и эффективной защиты прав и интересов потребителей связана с процессами стремительного глобального развития всесторонних связей между странами, происходящими в современном мире.

Тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав.







Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~VOROU