Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Итоги Всероссийской «горячей линии» по качеству и безопасности школьных товаров

10 Сентября 2020

Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» в период с 19 августа по 02 сентября 2020 года проведено консультирование граждан по вопросам качества и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей.

На бесплатный телефон «горячей линии» 8-800-200-29-28, в территориальные отделы Управления за получением консультаций обратилось 29 потребителей, в консультационный центр для потребителей на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» – 39 потребителей.

Среди вопросов первое ранговое место заняли консультации по правилам возврата некачественных гаджетов (планшетов, ноутбуков, компьютеров, интерактивных досок, электронных книг), 2 место – по правильному выбору одежды (в т.ч. для обучающихся), 3 место – по правильному выбору школьно-письменных принадлежностей и канцелярских товаров.

Приводим некоторые ответы на интересующие вопросы потребителей.

1. Я купила своей дочери детские колготки на первое сентября. На этикетке указан рост 128 см. Дома, когда стали примерять эти колготки, оказалось, что они маленькие, несмотря на то, что у ребёнка рост 123 см. Я считаю, что товар некачественный. В магазине отказываются возвращать деньги и говорят, что колготки качественные, возврату и обмену не подлежат. Что мне делать?

В абзаце восьмом преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» содержится понятие «недостаток товара (работы, услуги)», под которым понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Из приведенной нормы права следует, что несоответствие товара условиям договора (в Вашем случае – несоответствие приобретённых колготок условию договора о размере, указанному на этикетке) свидетельствует о несоблюдении продавцом требований к качеству товара, наличии в товаре недостатка.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков.

В этой связи Вам необходимо оформить в двух экземплярах письменную претензию, в которой по своему выбору потребовать от продавца (юридического лица или индивидуального предпринимателя) замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула) или замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. Вместо предъявления требования о замене товара, Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Кроме того, Вы вправе дополнительно потребовать полного возмещения убытков, причинённых Вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В свою очередь продавец в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязан принять у Вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. При этом Вы вправе участвовать в проверке качества товара.

2. Я купила сыну футболку для физкультуры. В инструкции было указано, что перед первым использованием необходимо постирать при температуре 40 градусов, что я и сделала. В результате футболка потеряла свой прежний яркий жёлтый цвет, стала очень блёклой. Разве изготовитель не должен соблюдать требования к стойкости окраски изделий для детей?

Швейные изделия из текстильных материалов, находящееся в обороте, должно отвечать требованиям, предъявляемым к устойчивости окраски к стирке. Нормы устойчивости окраски швейных изделий к воздействию стирки установлены в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и определяются в баллах. Продукция, не соответствующая установленным нормативам, является опасной для здоровья детей.

Таким образом, изготовитель, осуществляющий от своего имени производство продукции для детей и подростков для последующей реализации, обязан соблюдать требования, предъявляемые к устойчивости окраски продукции. Более того, изготовитель несёт ответственность за соответствие продукции требованиям безопасности названного технического регламента.

3. Я хотела в одном магазине купить ребёнку в школу гигиенический гель для рук с кнопочным дозатором импортного производства, но обнаружила, что на бутылочке полностью отсутствует информация на русском языке. Неужели так можно? Я даже не могу определить, можно ли ребёнку таким гелем пользоваться.

Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции, в том числе к маркировке косметической продукции для очистки рук, определены в статье 5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011).

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортёр), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства – члена Таможенного союза (далее – ТС);

- номинальное количество (объём или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твёрдого туалетного – номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объёмом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;

- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

- массовую долю фторида в пересчете на молярную массу фтора (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;

- срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;

- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2-5 ТР ТС 009/2011;

- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 статьи 5 ТР ТС 009/2011.

Согласно пункту 9.5 статьи 5 ТР ТС 009/2011 информация о парфюмерно-косметической продукции, предусмотренная пунктом 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011, предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств – членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.

Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств – членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.

На основании абзаца 6 пункта 9.3 статьи 5 ТР ТС 009/2011 список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств – членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Таким образом, с использованием букв латинского алфавита допускается предоставление информации только о списке ингредиентов, наименовании, местонахождении изготовителя и названии продукции. Остальная перечисленная в пункте 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011 информация должна предоставляться на русском языке.

В силу положений пункта 1 статьи 7 ТР ТС 009/2011 парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011 и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту согласно статье 6 ТР ТС 009/2011, должна иметь также маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ТС.

4. Мой ребенок идет в 1й класс, как выбрать рюкзак ребёнку в школу?

Выбрать ранец для школьника, особенно первоклассника, непросто. От того, насколько удобно его носить, зависит здоровье ребенка. Выбирая ту или иную модель школьной сумки, не забывайте внимательно ее изучить и оценить все «за» и «против»!

Жесткий внутренний каркас - неоценимый плюс. Он помогает распределить нагрузку, не позволяя острым предметам (например, краям учебников или карандашам) врезаться в спину. Ранец с таким каркасом не теряет форму, не падает, когда его ставят, и не мнет тетради и книги.

Ортопедическая спинка — тоже важная деталь. Несколько плотных подушечек, обтянутых дышащей сетчатой тканью, помогают равномерно распределить нагрузку по всей спине школьника. Кроме того, ранец с ортопедической спинкой поддерживает правильную осанку.

Материал, из которого изготовлен рюкзак или ранец, лучше выбирать плотный, синтетический. Он более долговечен, к тому же за ним проще ухаживать: загрязнения легче отстирываются.

Размер школьной сумки стоит подбирать так, чтобы верхний ее край не упирался в затылок школьника, а нижний не давил на поясницу. Это правило также помогает распределить нагрузку равномерно и не сместить центр тяжести. Поэтому идея покупать вещь на вырост в данном случае неуместна.

Обратите внимание на вес ранца. Ортопеды уверяют: первокласснику нельзя носить за спиной больше 10% собственного веса. Поэтому масса пустого портфеля сама по себе не должна превышать 1 кг.

С 1 сентября 2011 года действует постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Оно регулирует вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, который не должен превышать:

     Класс     

Максимально 
допустимый вес   

1–2

< 1,5 кг

3–4

< 2 кг

4–6

< 2,5 кг

7–6

< 3,5 кг

9–11

< 4 кг

В связи с этим, Управление рекомендует при выборе школьного портфеля, учитывать и его вес, чтобы портфель не был слишком тяжелым и это не привело к проблемам с осанкой у Вашего ребенка.

Обязательно оцените лямки. Идеальный вариант - мягкие, из эластичной ткани, около 5 см шириной. Ну и, конечно, они должны регулироваться по длине. Дополнительные ремешки (поясной и нагрудный) облегчат нагрузку на плечевой пояс.

У ранца или рюкзака должно быть два и более отделений и простая удобная застежка, которую легко расстегнуть одним движением. Ближе к спинке сумки следует класть тяжелые книги, а во второе отделение - более мелкие и легкие вещи. Дополнительные кармашки станут приятным бонусом - в них удобно раскладывать всякие мелочи или, например, фиксировать бутылочку с водой.

У школьного рюкзака и портфеля есть и вспомогательная функция: светоотражающие элементы в темное время суток делают вашего ребенка заметным на дороге. Проследите, чтобы они были на сумке со всех сторон.

5. В магазинах большой выбор школьной формы, какую выбрать?

При покупке школьной формы для ребёнка важно помнить, что в этой одежде он будет проводить 5–6, а то и больше часов. Поэтому в первую очередь школьная форма должна обеспечить сохранение детского здоровья.

В идеале одежда должна формировать комфортный для ребёнка микроклимат так называемого пододёжного пространства — это температура тела, влажность, паро- и воздухопроницаемость.

При этом неправильно подобранный костюм или его низкое качество могут вызывать различные заболевания, в том числе заболевания кожи, такие, как контактный и атопический дерматиты, а также простудные заболевания, например грипп, острые респираторные заболевания и заболевания органов дыхания. Поэтому одежда, в которой ребёнок находится в образовательном учреждении длительное время, должна быть сшита из натуральных материалов, соответствующих требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к швейным изделиями, текстильным материалам.

При покупке школьной формы необходимо обращать внимание на следующие важные моменты:

1) Внимательно изучите маркировку одежды - ярлычок с данными производителя и составом ткани.

2) Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на ярлычке указана химчистка - лучше отказаться от такой одежды для ребёнка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника.

3) Ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир - для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме - не более 55%.

Форма с содержанием синтетических волокон более 55% может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются. Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний.

Кроме этого, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

Поэтому для повседневного ношения синтетическая форма не подходит. Однако полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит, потому что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней.

4) От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.

5) Гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации о соответствии на данное изделие или сертификата соответствия. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.

Ребёнку должно быть удобно!

При покупке школьной формы правильно подбирайте размер, убедитесь, что вашему ребёнку в ней удобно как в сидячем положении, так и при ходьбе. Одежда не должна излишне стеснять движения ребёнка, не должна быть слишком узкой, потому что тесная юбка или брюки приведут к болям в животе, а тесные рубашки и сарафаны могут нарушить дыхание.

Кроме этого, ориентируйтесь на фигуру и вкус самого ребёнка, ведь форма должна не только быть красивой, качественной и модной, но и нравиться самому школьнику.

Выбирая цветовую гамму, ориентируйтесь на общие правила школы, где будет учиться ребёнок. В любом случае, школьная форма должна быть сдержанной, не стоит выбирать слишком яркие цвета. Отдайте предпочтение пастельным, серым, бежевым, коричневым, тёмно-синим тонам.

Подберите для ребёнка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели. Для мальчиков это запасные брюки к форме и две – три однотонные рубашки, для девочек - запасная юбка или платье, две – три однотонные блузки.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~oRxon