Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О правах и обязанностях граждан-потребителей в жилищно-коммунальной сфере

17 Декабря 2018

В Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обращаются собственники (наниматели) квартир в жилых домах о нарушении их прав со стороны управляющих организаций.

В этой связи потребители просят разъяснить их обязанности и права в рамках заключенных договоров управления.

Потребитель пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354, независимо от того, заключает ли он договоры с жилищной и/или коммунальной организациями непосредственно или поручая их заключение управляющей организации.

Потребитель при получении жилищно-коммунальных услуг имеет право:

- на обеспечение качества условий проживания в соответствии с установленными стандартами;

- на своевременное и качественное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также обслуживание и ремонт квартиры, обеспечивающих сохранность жилища и комфортность проживания в нем в соответствии с установленными требованиями (стандартов, ГОСТов, правил, СанПиН, СНиП и др.);

- на бесперебойное получение коммунальных услуг надлежащего качества в необходимом ему объеме, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу;

- на контроль (установку приборов учета коммунальных ресурсов (общедомовых и индивидуальных приборов учета) и оплату фактических объемов потребленных коммунальных услуг;

- на снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные законодательством сроки;

- на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу потребителя, а также на компенсацию морального вреда, на уплату исполнителем неустоек (штрафов) при нарушении установленных требований по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и параметров качества коммунальных услуг;

- на обоснование расчетов, указанных в платежных документах по жилищно-коммунальным услугам;

- на защиту, в том числе досудебную, его прав через территориальные подразделения органов государственного жилищного надзора или муниципального заказчика (уполномоченного представителя органа местного самоуправления);

- на полное или частичное освобождение от обязанностей по оплате отдельных видов коммунальных услуг за весь период временного отсутствия по месту постоянного жительства (регистрации), но в пределах трехлетнего срока.

Одновременно потребитель обязан:

- соблюдать правила пользования жилым помещением, общим имуществом многоквартирного дома и придомовой территорией, не нарушая прав и законных интересов других потребителей, проживающих в соседних квартирах и домах;

- своевременно и полностью оплачивать предоставляемые ему жилищно-коммунальные услуги;

- принимать участие в оплате общих расходов по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома;

- поддерживать состояние занимаемого жилища в исправном техническом состоянии, производить за свой счет текущий ремонт квартиры, включая его инженерное оборудование и индивидуальные приборы учета в сроки, установленные жилищным законодательством;

- обеспечивать возможность своевременного осмотра, обслуживания и ремонта внутридомовых и внутриквартирных систем инженерного оборудования, конструктивных элементов дома, приборов учета, допуская для этого в занимаемое помещение уполномоченных должностных лиц управляющей (ресурсоснабжающей) и контролирующих организаций;

- немедленно сообщать в аварийную службу исполнителя об обнаружении неисправности сетей, оборудования, приборов учета, снижении параметров коммунальных услуг, ведущих к нарушению качества условий проживания, создающих угрозу жизни (здоровью) и безопасности граждан, а также к другим негативным последствиям;

- уведомлять исполнителя в 10-дневный срок об изменении условий или режима использования жилого помещения (изменении количества проживающих, возникновении или прекращении права на льготы (субсидии) по оплате и др.) и необходимости соответствующего перерасчета платежей за управление (содержание) общего имущества жилого дома и коммунальные услуги.

Собственник жилища, находящегося в многоквартирном доме, наряду с основными правами потребителя также имеет право:

- на участие в решениях об использовании, реконструкции или другом изменении режима эксплуатации общего имущества и всего многоквартирного дома, в котором он проживает (в том числе придомовой территории и встроенно-пристроенных помещений), о внедрении новых видов управления обслуживания (ремонта) общего имущества;

- принимать участие в выработке (согласовании) условий договоров с управляющей организацией (ТСЖ, ТСН), контролировать выполнение ими своих обязательств.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~70RWg