Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Права потребителя при оказании услуг почтовой связи

19 Марта 2019

Почта.jpg

Когда мы дарим подарки родным и близким, как бы далеко они от нас не находились, мы зачастую пользуемся услугами почтовой связи. Чтобы весенние хлопоты приносили только удовольствие и не доставляли неожиданных забот и неприятностей Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия напоминает об основных правах потребителей при оказании услуг почтовой связи.

Правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 года №176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон №176-ФЗ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон РФ «О защите прав потребителей»).

При задержке или утере посылки, отправленной Почтой России, следует воспользоваться сервисом, предоставленным Почтой России на своем официальном сайте www.pochta.ru, где по номеру почтового идентификатора (трек-номеру) можно отследить местонахождение своих писем, бандеролей и посылок. Также разработаны бесплатные мобильные приложения Почты России, которые отслеживают почтовые отправления.

Если выявлен факт несвоевременной доставки (недоставки) почтового отправления, следует прибегнуть к процедуре, предусмотренной Законом №176-ФЗ.

Статьей 37 Закона №176-ФЗ установлен обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спорных правоотношений между потребителем и почтовой организацией в случае ненадлежащего качества услуг почтовой связи.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь вправе предъявить оператору претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в письменном виде в течение 6 месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

В претензии указываются требования потребителя, данные документа, удостоверяющего личность заявителя, номер почтового перевода, дата и место приема отправления, место его назначения, сумма почтового перевода, адрес и полное наименование отправителя и адресата.

Претензию следует оформить в письменном виде в двух экземплярах, один экземпляр претензии - вручить исполнителю услуг одним из способов: лично (при этом на втором экземпляре претензии представитель исполнителя должен поставить отметку о получении - входящий номер, дату получения, фамилию, имя, отчество, подпись) или направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Претензия к организации почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. К претензии прилагаются: копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанции, чека) и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых содержатся сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в течение 5 дней (на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта) или 30 дней на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств.

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Обращаем Ваше внимание, что по общему правилу, закреплённому пунктом 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.

Указанное означает, что правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов (организаций, фирм) выполнить какие-либо действия или выплатить денежные средства обладают только органы судебной власти.

Также, положения Закона РФ «О защите прав потребителей» подразумевают гражданско-правовой порядок защиты прав потребителей, в том числе судебный порядок.

В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» гражданин вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК подведомственны судам общей юрисдикции. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, которые связаны с нарушением их прав.

Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель может требовать компенсацию за причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Управление сообщает, что при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» работает консультационный центр (г. Петрозаводск, ул. Луначарского, 13а, каб.23, тел. 56-12-07), осуществляющий консультирование граждан и оказывающий помощь в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, куда Вы можете обратиться за содействием.

Также, Вы можете задать интересующие вопросы по электронной почте: cge@cge.onego.ru.

Со своей стороны, Управление готово в соответствии со статьей 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» вступить в дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителя.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~mcb7f