Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах телефонной «горячей линии» по теме «Защита прав потребителей в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом»

5 Июля 2013

О результатах телефонной «горячей линии» по теме «Защита прав потребителей в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом»

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия «02» июля 2013 года с 14.00 до 15.00 провело «горячую линию» по  вопросам законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Поступило 6 телефонных звонков, приводим ответы  на некоторые их них.

Вопрос: Имеет ли право перевозчик изменить расписание на маршруты регулярных перевозок без предварительного уведомления?

В случае если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней.

Изменения, внесенные в расписание, доводятся до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию.

Вопрос: Могут ли отказать в продаже билета?

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - ФЗ №259), Постановлением Правительства Российской Федерации  Российской Федерацииот 14.02.2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей (далее Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно пункту 1 статьи 24 ФЗ №259 порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров.

В соответствии с пунктом 52 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства от 14.02.2009 № 112, в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора - водителем.

Это требование также предусмотрено в пунктах 2 и 3 статьи 24 ФЗ №259.

Таким образом, требованиями действующего законодательства Российской Федерации предусмотрено право исполнителя отказать пассажиру в продаже билета по вышеуказанным основаниям.

Вопрос: Правомерно ли взимание платы за посещение туалета, размещенного в автовокзале?

Неправомерно. Согласно пункту 21 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.

Вопрос: Должен ли перевозчик предоставлять информацию о себе внутри транспортного средства?

Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Помимо вышеуказанной информации внутри транспортного средства может размещаться другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~cW3ja