Приём обращений граждан |
Информация по привлечению детей к труду в целях привития социально-бытовых навыков для последующей социализации в детских учреждениях, расположенных в субъектах Российской Федерации.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях трудовое обучение имеет не только учебно-воспитательное и оздоровительное значение, но и является важным средством компенсации и коррекции нарушенных функций.
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно полезном производительном труде являются незаменимыми факторами нравственного и интеллектуального развития и формирования личности. Овладение трудовыми навыками, привитие любви к определенной профессии имеет большое психологическое значение для последующего трудоустройства детей по окончании школы.
Содержание трудового воспитания и обучения определяется соответствующими программами.
Согласно ч.4 ст.50 Закона ≪Об образовании≫ от 10.06.1992 №3266-1 (и ч.4 ст.34 Закона ≪Об образовании≫ от 29.12.2013 №273-Ф3) привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
В случае, если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст.37 Конституции Российской Федерации и ст.4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Если же добровольное согласие на труд у образовательного учреждения имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и т.д.
Санитарными правилами допускается оборудование мест для обучения воспитанников социальным навыкам, в том числе приготовлению пищи и обслуживанию себя.
Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего по трудовому договору.
Согласно ст.63 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ст.63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности.
В частности: работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должна быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.