Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


О результатах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в сфере защиты прав потребителей за 9 месяцев 2020 года

12 Ноября 2020

За 9 месяцев 2020 года с учетом ограничений контрольно-надзорной деятельности, установленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №438, Управлением проведены 83 внеплановые проверки в области защиты прав потребителей, 5 административных расследований. С 2018 года плановые мероприятия по контролю в сфере защиты прав потребителей не проводятся.

Наибольшее количество проверок проведено в сфере розничной торговли – 73 или 88%, услуг общественного питания – 8 или 9,6%.

По результатам 31 контрольно-надзорного мероприятия (37,3%) выявлены нарушения обязательных требований в сфере защиты прав потребителей. При проведении проверок выявлено 56 нарушений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.

Основная часть правонарушений связана с недоведением до сведения потребителей необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), реализацией в магазине товаров по цене, завышенной относительно цены, указанной на ценнике, включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, оказанием услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, нарушением правил продажи отдельных видов товаров.

Общее число поступивших письменных обращений граждан на нарушения прав потребителей за 9 месяцев 2020 года составило 914, что на 14,7% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Наибольшее количество обращений приходится на сферу розничной торговли – 35,3%, услуг ЖКХ – 10,5%, деятельность финансовых (5,3%) и медицинских (4,4%) организаций.

Специалистами Управления проведено 206 предварительных проверок поступившей информации, что на 40% больше, чем за аналогичный период 2019 года, хозяйствующим субъектам выдано 31 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

По итогам контрольно-надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей и рассмотрения обращений граждан составлено 108 протоколов об административных правонарушениях, выдано 15 предписаний по фактам нарушений, выявленных по результатам проведения проверок. Управлением вынесено 70 постановлений о назначении административного наказания, из них 32 постановления в виде предупреждения и 38 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 451,5 тыс. руб. Внесено 16 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В 2020 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия продолжена работа по судебной защите прав потребителей, которая осуществлялась в форме дачи заключения по делам в защиту прав потребителей, направления в суд исковых заявлений в защиту прав потребителей, в том числе группы потребителей.

В судебные органы направлено 72 заключения по делам в защиту прав потребителей. В пользу потребителей присуждено 1 509 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 194,5 тыс. руб.

Также Управлением направлено в суд 7 исковых заявлений, из них 6 – в защиту конкретных потребителей и 1 – в защиту группы потребителей. Все рассмотренные иски, поданные Управлением в защиту конкретных потребителей (4 иска), судебными органами удовлетворены. В пользу потребителей присуждено 406,2 тыс. руб., из них компенсация морального вреда – 5,5 тыс. руб. Остальные исковые заявления, в том числе иск Управления в защиту группы лиц, находятся в стадии рассмотрения.

Так, Управлением было направлено в суд исковое заявление в защиту прав потребителя в связи с невыполнением продавцом обязательств по передаче предварительно оплаченного товара (дивана углового). При заключении договора купли-продажа товара продавцом была получена сумма предварительной оплаты в размере 8000 руб. В судебном заседании сторонами было заключено мировое соглашение, истцу-гражданину выплачена сумма в размере 15000 руб. В результате рассмотрения другого иска Управления судом в пользу потребителя взысканы денежные средства, уплаченные за товар ненадлежащего качества, неустойка, компенсация морального вреда, расходы на проведение экспертизы товара и штраф.

Управлением принимается весь комплекс мер по предупреждению и пресечению нарушений в сфере защиты прав потребителей.

Одновременно Управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по адресу zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими соответствующие разделы потребительского рынка, с результатами проверок, изучить перечни продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и судебную практику.

Кроме того, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Единый консультационный центр предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~IN7ky