Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


О результатах очередной «горячей» линии

26 Марта 2019

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия «18» марта 2019 года с 14.00 до 15.00 провело для жителей республики очередную телефонную «горячую линию» по теме «О правах потребителей при дистанционных способах продажи товара».

Поступило 3 телефонных звонка, приводим ответы на них.

Вопрос: Что делать, если при заказе товара было указано, что страна производитель Германия, а после получения выясняется, что товар был произведен в Китае?

Ответ: Отношения между потребителем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом) и Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», а также в соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец должен до заключения договора купли-продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Учитывая, что продавец до заключения договора купли-продажи товара предоставил потребителю недостоверную информацию о производителе, потребитель вправе отказаться от товара и потребовать расторжения договора купли-продажи.

Вопрос: В какие сроки можно отказаться от товара купленного через Интернет-магазин?

Ответ: При покупке товаров через Интернет-магазин у потребителя есть право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункту 21 Правил продажи товаров дистанционным способом.

Более того, в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Вопрос: Потребитель заказал товар через Интернет-магазин и оплатил 100% стоимость товара, но до сих пор товар не доставлен. На все письма в адрес организации поставщика товара ответ один – ждите, хотя прошло уже больше 2 месяцев с указанной даты доставки товара. Какие действия предпринять потребителю, если потребитель хочет отказаться от товара и вернуть деньги?

Ответ: Прежде всего, потребителю необходимо написать претензию в адрес продавца Интернет-магазина с требованием возврата уплаченных денежных средств в связи с нарушением сроков доставки товара, указанных в договоре. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и в соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан вернуть денежные средства покупателю в течение 10 дней.

Если данное требование продавец оставит без удовлетворения, то потребитель вправе обратиться в суд с требованием возврата денежных средств, а также на основании пункта 3 статьи 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» уплаты неустойки (пени) в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Обращаем внимание, что положения Закона РФ «О защите прав потребителей» подразумевают гражданско-правовой порядок защиты прав потребителей, в том числе судебный порядок. Спор имущественного характера разрешается исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку административным законодательством Российской Федерации не установлена ответственность за отказ (уклонение) от рассмотрения заявленных имущественных требований потребителя. По этой причине Управление не вправе в административном порядке обязать какой-либо хозяйствующий субъект выполнить имущественные требования потребителей (обязать хозяйствующий субъект вернуть деньги и т.п.), так как таким правом обладают исключительно органы судебной власти, реализующие свои полномочия в этой части в рамках гражданского судопроизводства.

Сообщаем, что в соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона Российской Федерации  от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» гражданин вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о понуждении исполнителя вернуть денежные средства за товар ненадлежащего качества.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК подведомственны судам общей юрисдикции. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, которые связаны с нарушением их прав.

Иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель может требовать компенсацию за причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~KZ883