Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


Рекомендации потребителям по выбору парфюмерно-косметической продукции

7 Февраля 2022

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия (далее – Управление) в преддверии наступающих праздников обращает внимание потребителей при выборе подарков на особенности продажи парфюмерно-косметической продукции.

Продаваемая парфюмерно-косметическая продукция должна соответствовать требованиям:

- Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 799 (далее – ТР ТС 009/2011);

- Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1957 (далее – Правила);

- Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»);

- Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи).

В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

ТР ТС № 009/2011 определяет, что безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается требованиями к составу, физико-химическим, клиническим, токсикологическим, микробиологическим показателям, содержанию токсичных элементов, производству, потребительской таре и маркировке продукции.

Согласно ТР ТС № 009/2011 маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна где расположено производство продукции не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;

- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска, на момент упаковки) за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;

- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

- массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;

- срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартной особой меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях;

- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов.

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств-членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению.

До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нём необходимой информации. Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров. При передаче товаров в упаковке с целлофановой обёрткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.

Обязательная маркировка производимой в России и ввозимой в страну парфюмерной продукции началась с 1 октября 2020 г. Участники оборота парфюмерной продукции должны были до 31 марта 2020 года зарегистрироваться в информационной системе мониторинга.

Непромаркированную продукцию, произведенную или ввезенную до 1 октября 2020 года, можно было реализовывать до 30 сентября 2021 года включительно.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» обязательной маркировке подлежит парфюмерная продукция, соответствующая коду Товарной Номенклатуры Внешне-Экономической Деятельности (ТН ВЭД) 3303, а также общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) 20.42.11, а именно: 20.42.11.110 Духи; 20.42.11.120 Вода туалетная; 20.42.11.130 Одеколоны.

Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода DataMatrix. В код маркировки включаются четыре группы данных: код товара, индивидуальный серийный номер, ключ проверки, код проверки.

Управление при приобретении парфюмерно-косметической продукции рекомендует:

- изучить внешний вид упаковки товара, обеспечивающей сохранность и безопасность продукции в течение срока годности;

- ознакомиться с информацией, нанесенной на потребительскую тару;

- проверить соответствие парфюмерно-косметической продукции требованиям ТР ТС 009/2011, а именно наличие маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ЕАС), который наносится на каждую единицу продукции (потребительскую тару, ярлык, этикетку) и/или товаросопроводительную документацию;

- проверить легальность парфюмерной продукции, то есть наличие специальной маркировки (штрихового кода DataMatrix) духов и туалетной воды, одеколонов;

- ознакомиться с потребительскими свойствами парфюмерно-косметической продукции до ее приобретения, например, ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров (пункт 67 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи);

- выбирать парфюмерно-косметическую продукцию с особой осмотрительностью, так как парфюмерно-косметическая продукция не подлежит возврату или обмену при условии надлежащего качества продукции (пункт 3 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463).

Управление обращает внимание, что в случае обнаружения недостатков парфюмерно-косметической продукции потребитель в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе обратиться к продавцу с претензией с указанием одного из требований, установленных пунктом 1 статьи 18 Закон РФ «О защите прав потребителей» (претензию рекомендуем оформить в письменной форме в 2-х экземплярах).

При дистанционном способе продажи товаров продавец должен предоставить потребителю информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет, и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.

Кроме того, продавец обязан указывать на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети Интернет (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии) полное фирменное наименование организации (если это юридическое лицо), фамилию, имя, отчество (при наличии) (если это индивидуальный предприниматель), а также основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона (п.п.14,18,19 Правил № 2463).

Воздержитесь от дистанционной покупки парфюмерно-косметической продукции у продавца, не предоставившего потребителю сведения о себе и о товаре.

Получить необходимые консультации по вопросам защиты прав потребителей при продаже парфюмерно-косметических товаров можно по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия: 8(8142) 79-74-20, а также по телефону отдела защиты прав потребителей: 8(8142) 79-74-09.

Кроме того, по любым вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам территориальных отделов Управления:

- г. Сегежа, ул. Мира, д. 38А, тел. (8-81431) 4-39-03;

- г. Беломорск, ул. Мерецкова, д. 9А, тел. (8-81437) 5-10-08;

- г. Кемь, ул. Каменева, д. 12, тел. (8-81458) 5-46-11;

- г. Костомукша, ул. Звёздная, д. 23, тел. (8-81459) 5-16-67;

- п. Калевала, ул. Руны Калевалы, д. 14, тел. (8-81454) 4-18-39;

- г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 6, тел. (8-81457) 5-16-30;

- г. Сортавала, ул. Комсомольская, д. 10, тел. (8-81430) 4-73-70;

- г. Питкяранта, ул. Пушкина, д. 7, тел. (8-81433) 4-31-32;

- г. Лахденпохья, ул. Ленина, д.5Б, тел. (8-81450) 4-52-81;

- г. Олонец, пер. Красногвардейский, д.2Б, тел. (8-81436) 4-15-50;

- г. Кондопога, ул. Комсомольская, д. 6, тел. (8-81451) 7-75-77, 7-66-38;

- г. Пудож, ул. Ленина, д.48а, тел. (8-81452) 5-13-53.

Также граждане могут обращаться в Единый консультационный центр Роспотребнадзора круглосуточно по номеру телефона 8 (800) 555-49-43. 

Одновременно Управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по адресу zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими соответствующие разделы потребительского рынка, с результатами проверок, изучить перечни продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и судебную практику.

Письменное обращение можно направить в Управление посредством раздела «Прием обращений граждан» на официальном сайте Управления в сети Интернет http://10.rospotrebnadzor.ru/ или почтой по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 26.


Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~B2gpy