Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


Вниманию потребителя: Как выбрать качественные продукты и услуги, на что обратить внимание, маркировка продукции

12 Ноября 2020

Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) предусматривает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (услуга) такого рода обычно используется. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Правильный и осознанный выбор продуктов и услуг начинается с изучения информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о реализуемых ими товарах (оказываемых услугах). Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации закреплено статьёй 8 Закона о защите прав потребителей. Перед совершением покупки важно ознакомиться с информацией об изготовителе (исполнителе, продавце). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

1) фирменное наименование своей организации (ФИО – для индивидуального предпринимателя);

2) место нахождения (адрес) организации и режим её работы;

3) информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (для индивидуального предпринимателя).

При отсутствии указанной информации в случае возникновения ситуации, влекущей угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, нарушения их прав, отсутствие необходимой информации о продавце может повлечь невозможность предъявления потребителем законных требований.

Кроме того, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора:

1) наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

3) цену в рублях и условия приобретения товаров (услуг), в том числе при оплате товаров (услуг) через определенное время после их передачи (оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

4) гарантийный срок, если он установлен;

5) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (услуг);

6) информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

7) срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

8) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

9) информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг);

10) информацию о правилах продажи товаров (оказания услуг);

11) указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги;

12) указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (услуг).

При заключении договора об оказании услуг необходимо внимательно изучать все условия договора.

Как выбирать безопасные продукты?

При приобретении продуктов питания необходимо обращать внимание на их маркировку.

Маркировка пищевой продукции — информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.

Маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.

Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции;

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) количество пищевой продукции;

3) дату изготовления пищевой продукции;

4) срок годности пищевой продукции;

5) условия хранения пищевой продукции;

6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.

Перед покупкой продуктов питания необходимо провести их органолептическую оценку, в том числе обратить внимание на цвет, запах, консистенцию, а также целостность упаковки (при наличии). Упаковка должна быть без повреждений, герметичной, с чётко читаемой маркировкой.

Особое внимание следует уделять дате изготовления и срокам годности продуктов.

Обязательно обращайте внимание на температурный режим хранения продукта в магазине и сопоставляйте его с условиями хранения, указанными на маркировке товара. Если температура хранения в месте реализации выше указанной производителем лучше отказаться от покупки.

Помните о принципах соблюдения товарного соседства. Готовые к употреблению продукты не должны размещаться на одной полке с сырыми продуктами, это может вызвать загрязнение готовой продукции и в дальнейшем привести к пищевому отравлению или кишечной инфекции у потребителя. Эти же правила распространяются при размещении продуктов в продовольственной тележке и при перекладывании их в сумки и пакеты на кассе.

Важно знать о входящих в состав компонентах, которые должны быть указаны на маркировке в порядке убывания массовой доли. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись «Состав». Состав пищевой продукции не указывается в отношении свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом; уксуса, полученного из одного вида продовольственного сырья (без добавления других компонентов); пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента.

При наличии в пищевом продукте ароматизаторов маркировка состава должна содержать слово «ароматизатор(-ы)».

При наличии пищевой добавки в составе продукции должно быть указано функциональное назначение (регулятор кислотности, стабилизатор, эмульгатор и др.) и наименование пищевой добавки.

Компоненты, употребление которых может вызывать аллергические реакции или противопоказания при отдельных видах заболеваний, указываются в составе пищевой продукции независимо от их количества. К таким компонентам относятся арахис, аспартам и аспартам-ацесульфама соль, горчица, диоксид серы и сульфаты, злаки, содержащие глютен, кунжут, люпин, моллюски, молоко (в т.ч. лактоза), орехи, ракообразные, рыба, сельдерей, соя, яйца и продукты переработки указанных компонентов.

Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели:

1) энергетическую ценность (калорийность);

2) количество белков, жиров, углеводов;

3) количество витаминов и минеральных веществ.

Для пищевой продукции, полученной с применением ГМО, в том числе не содержащей дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и белок, должна быть приведена информация: «генетически модифицированная продукция», или «продукция, полученная из генно-модифицированных организмов», или «продукция содержит компоненты генно-модифицированных организмов». При этом рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза наносится одинаковый с ним по форме и размеру знак маркировки продукции, полученной с применением ГМО, в виде надписи «ГМО».

При покупке овощей и фруктов обращайте внимание на условия хранения продукции — соблюдается ли чистота, вовремя ли утилизируются испорченные ягоды, плоды и корнеплоды. Если вы увидели вокруг грязь или продукты с признаками порчи, откажитесь от покупки. Плоды и корнеплоды должны быть без видимых повреждений, однородного цвета, с свойственной виду окраской. Следует отказаться от приобретения продуктов, обладающих посторонними запахами, с поврежденной кожурой и тёмными пятнами.

При отсутствии на продукте питания маркировки, рекомендуется отказаться от приобретения такой продукции.

Также следует избегать приобретения продуктов питания у частных лиц (придорожная торговля, торговля с лотков у магазинов и т.п.), не имеющих соответствующих документов, подтверждающих качество и безопасность товара, так как качество и безопасность такой продукции не могут быть гарантированы.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~iogD0