Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Защита прав потребителей при осуществлении дистанционной торговли

11 Ноября 2021

Продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли – продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленных на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с законодательством не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (например, запрещается дистанционная розничная торговля табачной продукции, алкогольной продукции, медицинских препаратов).

При приобретении товаров дистанционным способом особое внимание следует уделить информации, которую продавец обязан представить покупателю.

До заключения договора купли – продажи продавец должен представить покупателю информацию о товаре и изготовителе, которая должна содержать: наименование товара, сведения об основных потребительских свойствах товара и адресе (место нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании продавца), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Указанная информация в момент доставки товара должна быть доведена до сведения покупателя в письменной форме.

При продаже товаров дистанционным способом договор считается заключенным:

- с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара;

- с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные договором. Если в договоре срок доставки не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар передается покупателю в разумный срок. Обязательства по передаче товара, не исполненные в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении.

В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.

При приеме товара необходимо проверить целостность, комплектность товара, соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей к товару и документации к товару и прочие характеристики, и данные доставленной вещи.

Покупатель может отказаться от товара:

- до передачи товара - в любое время;

- после передачи - в течение семи дней.

У покупателя по закону есть 7 дней для того, чтобы вернуть не подходящий ему товар в интернет-магазин. Если интернет-магазин (продавец) не довел в письменной форме до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев с момента передачи товара.

Потребителю в данном случае необходимо составить и направить продавцу заявление о возврате товара. К заявлению необходимо приложить гарантийный талон, все комплектующие, притом ярлыки и бирки должны быть сохранены.

Возврат товара надлежащего качества осуществляется при условии, что сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также имеется документ, подтверждающий факт покупки (отсутствие указанного документа не лишает покупателя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца).

Если товар надлежащего качества имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его покупателем, последний не вправе отказаться от товара.

При отказе от товара покупатель предъявляет продавцу соответствующее требование. Продавец не позднее чем через десять дней должен возвратить покупателю сумму, уплаченную в соответствии с договором (за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара).

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Если продавец отказал в удовлетворении требований нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд.

При этом к исковому заявлению необходимо приложить всю информацию о покупке, среди которой: все платежные документы, факт отказа продавца от возврата (если это возможно), электронную переписку, сам товар, гарантийные документы, упаковку. Дополнительно можно сделать скрин-шоты переписки с продавцом или уполномоченной организацией, на которых будет указано дата и время.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Однако обращаем внимание, что если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~szDug