Приём обращений граждан |
О результатах «горячей» линии
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия 30 мая 2016 с 14-00 до 15-00 провело телефонную «горячую линию» на тему «Защита прав потребителей при продаже технически сложных товаров».
В ходе проведения «горячей линии» поступили телефонные звонки по вопросу возврата технически сложных товаров с недостатками (водонагревателей, холодильников, сенсорных телефонов).
По всем поступившим обращениям даны разъяснения в соответствии с требованием действующего законодательства.
Перечень технически сложных товаров, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.
Статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрен определенный ряд требований в отношении группы технически сложных товаров, а именно: - в случае обнаружения в товаре недостатков, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
1. При обнаружении существенного недостатка товара.
Под существенным недостатком товара следует понимать:
а) неустранимый недостаток товара - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
г) недостаток товара, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.
2. При нарушении установленных настоящим Закономсроков устранения недостатков товара, а именно если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, то недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
3. При невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Дополнительно поясняем, что в случае отказа продавца, изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) добровольного удовлетворить требования потребителя в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ спор может быть разрешен только судом. На основании статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иск предъявляется в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины .