Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах «горячей линии» по качеству и безопасности детских товаров и школьно-письменных принадлежностей

13 Января 2020

30 декабря 2019 года отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена телефонная «горячая линия» по теме «Качество и безопасность детских товаров и школьно-письменных принадлежностей».

Приводим некоторые ответы на интересующие вопросы потребителей.

1. Я купила своей дочери детские колготки. На этикетке указан рост 110 см. Дома, когда стали примерять эти колготки, оказалось, что они маленькие, несмотря на то, что у ребёнка рост 105 см. Я считаю, что товар некачественный. В магазине отказываются возвращать деньги и говорят, что колготки качественные, возврату и обмену не подлежат. Что мне делать?  

В абзаце восьмом преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» содержится понятие «недостаток товара (работы, услуги)», под которым понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Из приведенной нормы права следует, что несоответствие товара условиям договора (в Вашем случае – несоответствие приобретённых колготок условию договора о размере, указанному на этикетке) свидетельствует о несоблюдении продавцом требований к качеству товара, наличии в товаре недостатка.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков.

В этой связи Вам необходимо оформить в двух экземплярах письменную претензию, в которой по своему выбору потребовать от продавца (юридического лица или индивидуального предпринимателя) замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула) или замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. Вместо предъявления требования о замене товара, Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Кроме того, Вы вправе дополнительно потребовать полного возмещения убытков, причинённых Вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В свою очередь продавец в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязан принять у Вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. При этом Вы вправе участвовать в проверке качества товара.

2. Я купила на ярмарке комплект детского постельного белья. В инструкции было указано, что перед первым использованием необходимо постирать при температуре 40 градусов, что я и сделала. В результате бельё потеряло свой прежний яркий цвет, стало очень блёклым. Разве изготовитель не должен соблюдать требования к стойкости окраски изделий для детей?

Постельное бельё, находящееся в обороте, должно отвечать требованиям, предъявляемым к устойчивости окраски к стирке. Нормы устойчивости окраски детского постельного белья к воздействию стирки установлены в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и определяются в баллах. Продукция, не соответствующая установленным нормативам, является опасной для здоровья детей.

Таким образом, изготовитель, осуществляющий от своего имени производство продукции для детей и подростков для последующей реализации, обязан соблюдать требования, предъявляемые к устойчивости окраски продукции. Более того, изготовитель несёт ответственность за соответствие продукции требованиям безопасности названного технического регламента.

3. Моя подруга посоветовала мне один магазин, где продаются очень хорошие зубные пасты для детей импортного производства. Я пришла в этот магазин и обнаружила, что на тюбике полностью отсутствует информация на русском языке. Неужели так можно? Я даже не могу определить, для кого предназначена зубная паста: для взрослого или ребёнка.

Требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции, в том числе к маркировке зубных паст, предназначенных для детей, определены в статье 5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011).

В соответствии с пунктом 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011 маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортёр), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства – члена Таможенного союза (далее – ТС);

- номинальное количество (объём или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твёрдого туалетного – номинальная масса куска на момент упаковки), за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объёмом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;

- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

- массовую долю фторида в пересчете на молярную массу фтора (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;

- срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;

- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях, изложенных в приложениях 2–5 ТР ТС 009/2011;

- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов в соответствии с пунктом 9.3 статьи 5 ТР ТС 009/2011.

Согласно пункту 9.5 статьи 5 ТР ТС 009/2011 информация о парфюмерно-косметической продукции, предусмотренная пунктом 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011, предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств – членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.

Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств – членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции.

На основании абзаца 6 пункта 9.3 статьи 5 ТР ТС 009/2011 список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств – членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Таким образом, с использованием букв латинского алфавита допускается предоставление информации только о списке ингредиентов, наименовании, местонахождении изготовителя и названии продукции. Остальная перечисленная в пункте 9.2 статьи 5 ТР ТС 009/2011 информация должна предоставляться на русском языке.

В силу положений пункта 1 статьи 7 ТР ТС 009/2011 парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011 и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту согласно статье 6 ТР ТС 009/2011, должна иметь также маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов ТС.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~Ndivn