Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах телефонной «горячей» линии по актуальным вопросам в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг

30 Декабря 2013

О результатах телефонной «горячей» линии по актуальным вопросам в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг

23 декабря 2013 года специалистами Отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена телефонная «горячая» линия по актуальным вопросам в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Публикуем ответы на некоторые вопросы.

Вопрос: Как действовать, если в расчёте платы за жилищно-коммунальные услуги учитывают нормативы, а не показания индивидуального счётчика? 

Ответ: Показания индивидуального прибора учёта (счетчика), если он соответствует предъявляемым требованиям и в установленном порядке зарегистрирован, должны быть приняты для расчёта платежа в обязательном порядке. Если квитанция отображает не показания счётчика, а нормативные расчёты, нужно обратиться в организацию, осуществляющую управление вашим домом.  Существует практика, когда перерасчёт, согласно показаниям счётчика, производится по истечении определенного времени, а до того сумма начисляется, исходя из принятых нормативов.  В случае необоснованного отказа рассчитывать плату по показаниям индивидуального прибора учёта рекомендуем обратиться в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4).

Вопрос: Что входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту и содержанию жилых домов?

Ответ:  Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Указанный перечень достаточно объемен, но в него, в том числе входят следующие работы:   

проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением:

признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов;

проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности;

проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения;

проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями;

контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей.

выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;

проверка кровли на отсутствие протечек;

при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт.

проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);

постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;

контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);

восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме и другие работы.

Однако собственникам помещений в жилом доме нужно иметь в виду, что полный (необходимый) перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома следует полностью согласовать и указать в договоре управления при заключении (перезаключении) данного договора с управляющей организацией (ТСЖ).

Вопрос: Законом продлен срок приватизации жилья, а чем отличается собственник квартиры от нанимателя?

Ответ: Права и обязанности собственников и нанимателей жилого помещения регламентируются ст. 30 и ст.67 Жилищного кодекса РФ.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учётом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Кроме того, собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества в соответствующем многоквартирном доме. Также, согласно п.2 ст.31 ЖК РФ, право пользования жилым помещением наравне с его собственником имеют члены его семьи. Пункт 1 ст.31 ЖК РФ относит к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей и др. Также собственник может завещать (подарить) свое жилье любым гражданам.

Проживающие в неприватизированной квартире члены семьи имеют равные с нанимателем по договору социального найма права по пользованию жилыми помещениями, в том числе и после окончания установленного срока приватизации (1 марта 2015 года).  Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право, согласно п.1 ст.67 ЖК РФ, вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаём; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.  

Таким образом, в отличие от собственника жилья, который может вселить в свою квартиру на правах члена семьи любого,   наниматель может сделать это лишь в отношении супруга, детей, родителей.   Другие родственники и просто близкие люди могут быть признаны членами семьи только при наличии определенных условий (например, ведение с нанимателем общего домашнего хозяйства).       После смерти нанимателя неприватизированной квартиры любой взрослый дееспособный член семьи может претендовать на заключение договора социального найма именно с ним.  В неприватизированной квартире расходы по капитальному ремонту несет орган местного самоуправления,   а  в приватизированной – это обязанность собственника (собственников).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~BIYhu