Приём обращений граждан |
Для успешного освоения образовательной программы и сохранения здоровья, необходимо создать комфортные условия школьного рабочего места для каждого учащегося.
Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на формирование костно-мышечной системы растущего организма детей. При этом среди традиционных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, не последняя роль принадлежит не соответствию школьной мебели росту учащихся.
Доказано, что состояние осанки и позвоночника учащихся в первую очередь зависит от организации учебного места. Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы. Каждый ученик должен быть обеспечен удобным учебным местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.
При оборудовании классных помещений мебелью необходимо учитывать ряд существенных требований:
- для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос,
- парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше; для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду,
- детей с нарушением слуха и зрения рекомендуется рассаживать за парты независимо от их номера на первые ряды, причем для обучающихся с пониженной остротой зрения парты (столы) должны размещаться в первом ряду от окон.
- детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены,
- расстояние между рядами двухместных столов должно быть не менее 60 см, между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см, от последних столов до стены противоположной классной доске - не менее 70 см, от первой парты до учебной доски – не менее 240-270 см, от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100 см, наибольшая удаленность последнего места учащегося до учебной доски – 860 см;
Контроль за соответствием размеров учебной мебели ее номеру и маркировке осуществляется при измерении высоты верхнего края крышки стола, обращенного к ученику, и высоты сидения стула.
В целях профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее двух раз в год менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду. Для правильного рассаживания учеников используются листы здоровья в классном журнале, который заполняет медицинский работник школы, где отмечают необходимый номер мебели, а также записывают рекомендации по рассаживанию в зависимости от состояния здоровья учащегося.
Правильная рабочая поза ученика характеризуется следующими признаками:
- голову держат прямо или слегка наклоняют вперед,
- корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край стола),
- руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности,
- ноги согнуты под прямым углом с опорой на пол или подножку парты.
Современные подходы к оптимизации учебного места способствуют профилактике переутомления детей, отсрочке наступления утомления и делает более продолжительным период высокой работоспособности учащихся.
Необходимо помнить, что от правильно организованного школьного рабочего места, зависят благоприятные условия обучения на протяжении всего учебного года, а также сохраняется здоровье учащихся.