Приём обращений граждан |
О товаре, приобретенном в кредит
Одной из форм продажи непродовольственных товаров, получивших распространение в последние годы, является продажа товаров в кредит. В то же время у потребителей возникают определённые сложности в случае выявления в товарах недостатков и связанная с этим необходимость обращения к продавцу с требованием о возврате денег.
В соответствии со статьёй 24 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» в случае возврата товара ненадлежащего качества потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита, если она была предусмотрена условиями договора.
Получение кредита предполагает обязанность вернуть в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за пользование кредитом (статья 819 Гражданского кодекса РФ).
Если какие-либо предусмотренные кредитным договором платежи не осуществляются или осуществляются несвоевременно и (или) не в полном объёме, банком может быть предъявлено требование об уплате неустойки (штрафа, пени). О праве банка предъявлять такое требование, как правило, сказано в кредитном договоре.
Подписав кредитный договор (заявление-оферту), Вы соглашаетесь со всеми его условиями и принимаете на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которых банк будет вправе обратиться с иском в суд.
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ кредитный договор (статья 819 ГК РФ) и договор розничной купли-продажи (статья 492 ГК РФ), в том числе с рассрочкой платежа (статья 488 ГК РФ), являются самостоятельными видами гражданских сделок, имеют разное правовое регулирование, а обязательства сторон по указанным сделкам исполняются независимо друг от друга.
Таким образом, пока договор с банком официально не расторгнут, необходимо регулярно вносить платежи, даже если товар неисправен и Вы начали процедуру его возврата продавцу.
Дополнительно информируем, что применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Это также закреплено положениями пункта 1 статьи 17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 вышеуказанного закона и подпунктом 4 пункта 2, пункта 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав.
Общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет три года. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (пункт 1 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).