Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О возврате, обмене или замене товаров в аптеке

30 Января 2020

Аптека возврат обмен замена товара.jpg

В аптеках нередко можно увидеть объявления: «Купленные лекарства обмену и возврату не подлежат», «Товар, купленный в аптеке, обмену и возврату не подлежит». В большей части случаев у аптечных учреждений действительно есть юридические основания для отказа в возврате или обмене товара.

Законодательное регулирование

Правовое регулирование отношений, связанных с продажей товаров, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров) и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Возврат и обмен товаров надлежащего качества

Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (далее - Перечень), не подлежат возврату или обмену следующие товары, если они надлежащего качества:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

  • предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары);

  • парфюмерно-косметические товары;

  • трикотажные изделия (трикотажные бельевые, чулочно-носочные изделия);

  • изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования), продаваемые в некоторых аптеках.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственными препаратами являются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Непродовольственные товары, которые не включены в Перечень, подлежат обмену по основаниям, предусмотренным статьей 25 Закона о защите прав потребителей (если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации). Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Возврат уплаченной за товар надлежащего качества денежной суммы возможен, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Данное требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

А как быть, если товар ненадлежащего качества?

Прямого определения понятия «ненадлежащее качество» в Законе о защите прав потребителей нет, но приводятся формулировки понятий «недостаток» и «существенный недостаток».

Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей недостаток товара — это несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите прав потребителей продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Таким образом, товар ненадлежащего качества — это товар с недостатком.

Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.

Согласно статье 12 Закона о защите прав потребителей если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

Учитывая вышеизложенное, возврат (обмен) товаров, в том числе реализуемых через аптеки, может быть осуществлен в следующих случаях:

  • если потребителю был продан товар ненадлежащего качества;

  • если продавцом не была предоставлена потребителю возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре;

  • если товар надлежащего качества не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Что можно считать недостатком лекарственных препаратов и иных товаров?

Недостатком можно считать: истекший срок годности; отсутствие обязательной информации; неправильная маркировка - несовпадение серии партии и сроков годности на упаковке и препарате или их отсутствие; отсутствие информации о правилах хранения; нарушение комплектации; отсутствие инструкции по применению препарата; несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям препарата; дефекты упаковки - сколы, негерметичность, смазанная полиграфия.

Порядок возврата или обмена

Что делать в случае обнаружения недостатков в лекарственных препаратах и иных товарах, приобретенных в аптеке?

Необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т.д.) с письменной претензией с четко сформулированными требованиями, составленной в двух экземплярах. Один экземпляр претензии необходимо лично вручить продавцу либо направить заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае вручения претензии на втором экземпляре продавец должен указать свои ФИО и должность, а также поставить дату и подпись.

Претензию можно составить в свободной форме.

Покупатель имеет право обратиться с подобным требованием в любое время до окончания гарантийного срока или срока годности товара. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В какой срок требования потребителя должны быть удовлетворены продавцом?

Требование потребителя

Срок удовлетворения

 • замена товара

 • при необходимости проведения дополнительной проверки качества такого товара

7 дней

20 дней

 • о соразмерном уменьшении покупной цены товара;

 • о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;

 • о возврате уплаченной за товар денежной суммы;

 • о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего   качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре

10 дней

 • устранение недостатков товара

45 дней

 • возврат потребителю денежных средств при возврате товара надлежащего качества

3 дня


Как должен действовать продавец при получении претензии?

В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре в течение гарантийного срока или срока годности Закон о защите прав потребителей обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатка - экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

ВАЖНО! В соответствии с пунктом 4 Правил продажи отдельных видов товаров не допускается продажа лекарственных препаратов, медицинских изделий при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (разносная торговля).

ВАЖНО! Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов и иных товаров, проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, требуйте проверки приборов в Вашем присутствии (если это технически возможно).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~LPHGK