Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О запрете доступа родителей с детьми, находящимися в детских колясках, в торговые центры, аптеки, центры семейного отдыха

10 Декабря 2013

О запрете доступа  родителей с детьми, находящимися в детских колясках, в торговые центры, аптеки, центры семейного отдыха

В связи с тем, что на «горячую линию» Управления поступают жалобы  граждан о запрете доступа  родителей с  детьми, находящимися в детских колясках, в торговые центры, аптеки, центры семейного отдыха и т.п.  обращаем  внимание на следующее.

Отношения, возникающие между потребителем и Исполнителем услуг, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. №  2300-1 «О защите прав потребителей», а также другими нормативно-правовыми актами, в частности, Правилами по киновидеообслуживанию населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1264, Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 и Правилами продажи отдельных видов товаров, постановлением Правительства РФ от 19 января  1998 г. № 55.

Согласно п. 1 ст. 426  ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Договор оказания развлекательных услуг, услуг торговли и общественного питания является публичным договором, то есть Исполнитель обязан оказать такие услуги каждому, кто к нему обратится. При этом Исполнитель не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора оказания услуг, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу не допускается (п. 3 ст. 426 ГКРФ), а при необоснованном уклонении от его заключения применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, устанавливающие, что «если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».

Согласно абзацу 5 п. 25 Правил № 1264 администрация киновидеозрелищного  предприятия вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала только в 2-х случаях: нарушение зрителем общественного порядка и причинение им вреда имуществу киновидеозрелищного предприятия.

Правилами работы кинотеатра могут быть предусмотрены дополнительные условия, которые должен соблюдать каждый посетитель (например, общий запрет проносить любые продукты питания вне зависимости от места приобретения), однако в силу п. 2 ст. 426 ГК РФ кинотеатр не может установить дискриминационное условие о зависимости права на просмотр фильма от провозимых и проносимых с собой вещей.

В соответствии с п. 5 Правил № 1036 Исполнитель услуги по общественному питанию вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде). Но он не может устанавливать какие-либо отдельные условия для посетителей с грудными детьми, находящимися в  детских колясках, так как это также противоречит п. 2 ст. 426 ГК РФ.

Если работник (охранник) отказался пропустить в предприятие, оказывающее услуги, родителей с грудным ребенком, находящимся в детской коляске, и в результате этой ситуации они не смогли воспользоваться развлекательными услугами или услугами торговли и общественного питания, они имеют право в соответствии с п. 1, 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, потребовать возмещения убытков (например, стоимость проезда до предприятия и обратно, разницу в цене услуги, приобретенной в другом предприятии, и др.), причиненных необоснованным уклонением от заключения возмездного договора, а также компенсации морального вреда (ст. 15 Закона о защите прав потребителей), написав на имя руководителя хозяйствующего субъекта претензию.

Обращаем внимание, что Кодексом РФ  об административных правонарушениях не предусмотрена административная ответственность за нарушение п.1 ст.426 ГК РФ.

Потребители имеют право сделать запись в книге отзывов и предложений, по которой руководитель обязан принять соответствующие меры. По этому поводу разъясняем, что в соответствии с п. 8 Правил № 1036 Исполнитель услуг обязан иметь Книгу отзывов и предложений, которая должна предоставляться потребителю по его требованию.

В случае неисполнения  требований потребителя о возмещении убытков и компенсации морального вреда в досудебном порядке, спор может быть разрешен путем гражданского судопроизводства.

При реализации права потребителя на судебную защиту он может обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по надзору в области защиты прав потребителей, для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты своих прав (п. 5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~3EITq