В преддверии новогодних праздников Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обращает внимание на требования при продаже одежды и обуви для детей.
При покупке одежды и обуви для детей следует руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей», согласно которому изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №797 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее - Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» одежда и изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности.
К требованиям биологической безопасности относятся показатели гигроскопичности и воздухопроницаемости, к требованиям химической безопасности относятся содержание свободного формальдегида, устойчивость окраски материалов верха к стирке, поту, трению сухому и воде дистиллированной, устойчивость окраски подкладки к стирке, поту и трению сухому.
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка продукции должна содержать следующую информацию:
наименование страны, где изготовлена продукция;
наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
наименование и вид (назначение) изделия;
дата изготовления;
единый знак обращения на рынке;
срок службы продукции (при необходимости);
гарантийный срок службы (при необходимости);
товарный знак (при наличии).
Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием:
- вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов);
- размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции;
- символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» обувь должна соответствовать требованиям биологической и механической безопасности.
Механическая безопасность определяется следующими характеристиками:
1) прочность крепления подошвы и деталей низа обуви;
2) прочность крепления каблука;
3) стойкость подошвы к многократному изгибу;
4) ударная прочность подошвы.
Биологическая безопасность обуви характеризуется показателями: гибкость, водонепроницаемость.
Химическая безопасность должна соответствовать установленным требованиям по содержанию химических веществ для изготовления обуви.
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование страны, где изготовлена продукция;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
- наименование и вид (назначение) изделия;
- дату изготовления;
- единый знак обращения на рынке;
- срок службы продукции (при необходимости);
- гарантийный срок службы (при необходимости);
- товарный знак (при наличии).
В обязательном порядке маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.
Маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государства - члена Евразийского экономического союза на государственном (государственных) языке (языках) государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого реализуется продукция.
При выборе обуви необходимо отдавать приоритет обуви, изготовленной из натуральных материалов (текстиль, кожа, нубук), в том числе и изнутри. Это гигиенично и обеспечит комфорт носки. Обувь должна быть легкой.
Необходимо внимательно подбирать размер, чтобы обувь нигде не натирала, но и не была слишком свободной. Допускается запас в 1 см для открытых моделей, и до 1,5 см в осенне-зимних парах. Обратите внимание на подошву – она обязана хорошо гнуться, быть в меру жесткой и толстой. Избегайте сложных и замысловатых застежек и шнуровок.
На товары детского ассортимента должны быть документы, подтверждающие их безопасность.
Продукция для детей и подростков, соответствующая требованиям безопасности технического регламента и прошедшая процедуру оценки (подтверждения) соответствия, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Постановлением правительством Российской Федерации от 5 июля 2019 г. №860 утверждены Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации. С 01.07.2021 года в России стала обязательной цифровая маркировка средствами идентификации обувных товаров. С этой даты продавать обувь без кодов DataMatrix запрещено.
На основании постановления Правительства РФ от 5 июля 2019 г. №860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» «обувные товары» - это продукция, включенная в товарную группу «Обувь» с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена.
Маркировка распространяется, в том числе, на весь ассортимент детской обуви.
С 1 января 2021 года в России стала обязательной маркировка одежды и товаров легкой промышленности. Оборот немаркированных товаров запрещен, это значит, что нельзя продавать, перевозить и хранить одежду, обувь без кодов маркировки.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 N792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное подлежат обязательной маркировке средствами идентификации.
Для маркировки используется условный знак с зашифрованной информацией, получивший название Data Matrix. По внешнему виду штрихкод DataMatrix напоминает QR-код, но это не одно и то же.
На официальном сайте государственной системы маркировки и прослеживания разработана и внедрена Центром развития перспективных технологий система «Честный ЗНАК».
Система «Честный ЗНАК» - это система обязательной маркировки для защиты прав потребителей и борьбы с оборотом некачественной продукции.
Data Matrix код – это цифровой паспорт продукции, он уникален, наносится на каждую упаковку и позволяет проследить путь товара от производителя (или импортера) до покупателя с помощью цифровых технологий прослеживания. Чтобы убедиться в легальности товара, нужно просканировать код маркировки с помощью приложения «Честный ЗНАК». Оно доступно бесплатно для смартфонов на системе iOS и Android.
При сканировании покупатель получает подтверждение, легальный ли перед ним товар, информацию о производителе.