Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


Информация для потребителей при нарушении их прав в сфере ЖКХ

11 Октября 2018

В Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поступают устные и письменные обращения граждан-потребителей по вопросам нарушения их прав в сфере ЖКХ.

В этой связи Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия сообщает следующее.

В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 712, Управление в пределах своей компетенции осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Вопросы предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относятся к компетенции органов государственного жилищного надзора.

Основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками (часть 2 статьи 4 Жилищного Кодекса РФ) определяют нормы жилищного законодательства, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 ЖК РФ).

Статьей 20 ЖК РФ введено понятие государственного жилищного надзора  и установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор, общее определение которого приведено в свою очередь в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, согласно которому предметом регионального надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований:

- по управлению многоквартирными домами, по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;  

- установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

- предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

- определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

- обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.

В соответствии с пунктом 2 Положения Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному  и дорожному надзору, утверждённого Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года № 368-П, функции надзора за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ, а также порядком (режимом) предоставления коммунальных услуг осуществляет Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному  и дорожному надзору (г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д.4, телефон: 8(814-2) 26-41-30).

Полномочия Роспотребнадзора и его территориальных органов в установленной сфере деятельности сводятся к следующему:

- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон РФ «О защите прав потребителей»), статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);

- вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским  процессуальным законодательством Российской Федерации  (пункт 5 статьи 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).       

Кроме того, материалы проверок, проведенных органами регионального государственного жилищного надзора, в силу соответствующих положений пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) могут служить поводами к возбуждению должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора  (применительно к полномочиям, установленным КоАП РФ) дела об административном правонарушении, если они содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).          

Важное значение имеет также и то, что предметом отношений, регулируемых законодательством  о защите прав потребителей, являются вполне определенные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), а именно - товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров: купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.

Причем,  в жилищной сфере  предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям ч. 1 ст. 15 ЖК РФ, рассматривается исключительно жилое помещение (ст. 16 ЖК РФ).

Отношения, касающиеся возникновения, осуществления, изменения и (или) прекращения как таковых жилищных прав, в том числе, связанных с реализацией гражданами прав собственности на жилое помещение,  прав на часть общего имущества в многоквартирном доме и бремени по его содержанию (ст. 4, 10, 11, 30, 37, 39 и др. ЖК РФ), нормами законодательства о защите прав потребителей не регулируется.

Также не подпадают под отношения, регулирующие  законодательством  о защите прав потребителей, отношения по управлению многоквартирным домом и его содержанию, т.к. данные вопросы изначально решаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ст.ст. 36 и 44, 161, 162 ЖК РФ).

Таким образом, в целях разрешения вопросов, возникающих в рамках получения жилищно-коммунальных услуг, потребителю, прежде всего, необходимо обращаться с письменным заявлением в организацию, в управлении (обслуживании) которой находится многоквартирный дом («Исполнителю» услуг), и в случае не получения ожидаемого результата - в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному  и дорожному надзору.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~OacwK