Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


О предоставлении потребителям рассрочки по оплате товаров (работ, услуг) без заключения договоров потребительского кредита (займа)

17 Ноября 2021

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия (далее – Управление) информирует, что Банком России выявлены случаи участия профессиональных кредиторов в практиках по предоставлению потребителям рассрочки по оплате товаров (работ, услуг) без заключения договоров потребительского кредита (займа), в рамках которых, в частности:

- торгово-сервисные предприятия (далее - продавцы) реализуют потребителям товары (работы, услуги) в рассрочку, а возникающие при этом права требования к потребителям впоследствии приобретаются профессиональными кредиторами;

- оплата за приобретаемые потребителями товары (работы, услуги) производится третьими лицами (далее - операторы сервисов рассрочки), имеющими аффилированность с профессиональными кредиторами и действующими на основании заключенных с потребителями договоров, с последующим погашением потребителями задолженности перед операторами сервисов рассрочки.

Банк России отмечает, что возникающие при реализации указанных практик отношения между потребителями и продавцами/операторами сервисов рассрочки по своей экономической сути схожи с кредитно-заемными отношениями. При этом отсутствие заключенного договора потребительского кредита (займа) ухудшает положение потребителей, лишая их ряда значимых прав и гарантий, предоставляемых Федеральным законом от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон №353-ФЗ) (в том числе в части информирования заемщиков, ограничения стоимости заемных средств и размера штрафных санкций, ограничения возможности уступки прав требований). Заключение подобных сделок не предполагает обязательного направления продавцами и операторами сервисов рассрочки информации о задолженности по ним в бюро кредитных историй, что, в свою очередь, не позволяет кредиторам (заимодавцам) корректно оценить имеющиеся у физического лица обязательства при его обращении за получением кредита (займа).

По мнению Банка России, подобные практики не соответствует практикам добросовестного отношения к потребителям финансовых услуг и могут свидетельствовать об их реализации с целью обхода положений Федерального закона № 353-ФЗ.

Также Банк России считает, что отношения в рамках реализации потребителям товаров (работ, услуг) в рассрочку нуждаются в изменении их регулирования, и готовит предложения.

До реализации соответствующих изменений в регулировании Банк России рекомендует профессиональным кредиторам воздерживаться от участия в указанных в настоящем информационном письме практиках реализации потребителям товаров (работ, услуг) в рассрочку путем приобретения (прямо или косвенно) прав требования к потребителям, путем кредитования операторов сервисов рассрочки или участия в их капитале (Информационное письмо Банка России от 01.11.2021 №ИН-06-59/85 «Об участии профессиональных кредиторов в практиках по предоставлению потребителям рассрочки по оплате товаров (работ, услуг)»).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~deuXL