Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru


О приобретении товаров на распродажах

25 Апреля 2019


В преддверии праздников для организаций торговли одним из способов привлечения клиентов являются распродажи. Такие мероприятия могут проходить не только путем простого снижения цен на все или некоторые виды товаров, но и в виде различных акций. Например, покупателям предлагается приобрести три вещи по цене двух или собрать наклейки, позволяющие взамен получить товар со скидкой или вовсе бесплатно. В этой связи Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поясняет следующее.

Распродажа - реализация какого-либо товара по сниженным ценам; организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складcких и торговых площадей для поступления нового товара. Также зачастую происходит при закрытии/ликвидации торгового заведения.

Приводим некоторые примеры распродаж и специальных скидок.

Распродажи товара, которого нет или который заканчивается. Продавцы заманивают в свои магазины и отделы покупателей красивыми вывесками и акционными плакатами о больших скидках. А на деле товара уже нет. Вы пришли в магазин с большой суммой денег, вероятно, вы уже не удержитесь от того, чтобы что-нибудь не купить по цене, которая ничем не отличается от цены магазинов-конкурентов.

Распродажа неходового, залежалого товара. Зачастую продавцы, стремясь сбыть залежалый, не пользующийся спросом товар, объявляют о распродаже. При этом распродаются неходовые размеры одежды, дешевые или неизвестные марки техники, порой после ремонта, мебель с витрины, потертая и поцарапанная. Рассмотрите ценник и бирку, он о многом может «рассказать»: дата производства залежалого товара, количество уценок на него.

Распродажа на все. Верить подобным лозунгам - себе дороже. Как вариант, в самом отделе окажется, что распродажа касается только определенной категории товаров. Или, возможно, распродажа на все и коснется всех товаров в отделе, но они будут предложены изначально по немного завышенной цене. Это легко можно обнаружить, сравнив товары в этом отделе с аналогичными товарами других магазинов или отделов, которые без скидки стоят примерно столько же.

Ликвидация товара. В Америке и Европе существует понятие «выйти из бизнеса». Распродажа-ликвидация в таких случаях действительно применяется, чтобы освободить помещение, закрыть документы. В подобных отделах можно купить товар за бесценок, но это за рубежом. В России распродажа-ликвидация, опять же уловка продавца, чтобы заманить доверчивого покупателя. Так называемые «ликвидации» проходят наравне с сезонными скидками. А после такой распродажи, как правило, отдел работает как ни в чем не бывало на том же месте.

Подарок за покупку, который включен в стоимость товара. Любой здравомыслящий человек любит подарки, да еще бесплатные. Этим пользуются продавцы. Потребители тщательно выбирают максимально подходящую вещь. Подарки - приятное и неожиданное дополнение к такой покупке. В российских магазинах стоимость подарка иногда закладывается в сам продаваемый достаточно дорогой товар, а в качестве подарка предлагается залежалый, неходовой товар. Зачастую подарок - условность, просто очень дешевый предмет к очень дорогой покупке - фен или кофемолка к плазменному телевизору, шейный платок - к норковой шубе. Но и эти уловки продавцов работают.

Скидка или уценка на продукты питания? Если продукт питания предложен со скидкой, следует внимательно изучить его со всех сторон: не нарушены ли условия хранения, срок реализации, внешний вид товара и запах. Известно, что продукты питания быстро портятся. С формальной точки зрения на товары, которые вот-вот пора будет снимать с полок, должна объявляться уценка, а не распродажа. Крупные торговые сети могут объявлять скидки на определенные группы продуктов именно потому, что они крупные, и они могут диктовать закупочные цены поставщикам. Кроме того, им это выгодно, потому что, приобретая продукты со скидкой, покупатель дополнительно тут же выбирает что-то еще. В итоге для продуктового магазина не столь значительна стоимость определенного товара, как важен приток покупателей, оборот продуктов и средняя стоимость потребительской корзины.

Праздничная распродажа. Как правило, настоящая праздничная распродажа имеет точные сроки акции, характеризуется приличными скидками на все товары и имеет цель привлечь покупателя для покупки качественного товара по сниженной цене. Российские продавцы часто маскируют под праздничные распродажи сбыт залежалого, уцененного товара, неликвида. При праздничной распродаже к возбужденным ожиданием праздника и озабоченным покупками подарков потребителям применяют уловки: «распродажи на все» (но по завышенной цене) и «распродажи на товар, которого нет», «подарок за покупку, который включен в стоимость товара». Все это делается с целью ввести покупателя в заблуждение недостоверной рекламой ради того, чтобы обеспечить наплыв покупателей в торговую точку.

Используя такие способы заманивания покупателей как распродажа, магазин несет ответственность за качество реализуемого товара. А значит в случае обнаружения каких-либо недостатков, которые не были оговорены продавцом при продаже товара, покупатель может предъявить требования, предусмотренные ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Покупателю также важно знать, что любой товар, приобретённый по акции, подлежит возврату и обмену в том же порядке, как и обычно продаваемые аналогичные товары. В частности, если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен в течение 14 дней, не считая дня покупки (кроме тех, что входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~B7sA0