Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о деятельности консультационного центра и пунктов для потребителей, функционирующих на базе учреждения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» и его филиалов (далее – Центр), за 2023 год.
В 2023 году в Республике Карелия на базе Центра и его филиала осуществляли деятельность 1 консультационный центр для потребителей в г. Петрозаводске и 3 пункта для потребителей в административных районах Республики (г. Сегежа, г. Кемь, г. Костомукша).
В течение 2023 года консультационным центром и консультационными пунктами на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» было дано 3095 консультаций для граждан по вопросам применения правовых норм законодательства о защите прав потребителей, что на 16,1% больше, чем в 2023 году.
Таблица 1. Динамика проведенных мероприятий в 2022-2023 гг.
В 2023 году из общего числа консультаций – 194 консультаций (6,3%) были проведены консультационными пунктами для потребителей.
Среди вопросов, связанных с оказанием услуг (выполнением работ), поступивших от граждан в консультационный центр и пункты за 2023 год, наиболее популярными были обращения по следующим категориям: бытовые услуги – 285 (9,2%); услуги ЖКХ – 230 (7,4%); финансовые услуги – 171 (5,5%).
Среди вопросов, связанных с приобретением товаров ненадлежащего качества, поступивших от граждан в консультационный центр и пункты за 2023 год, наиболее популярными были обращения по следующим категориям: прочие – 389 (12,6%); технически сложные товары (в т.ч. бытового назначения) – 351 (11,3%); продажа товаров дистанционным способом – 243 (7,9%); мобильные телефоны – 192 (6,2%); мебель – 129 (4,2%).
Следует отметить, что также было проведено 189 консультаций (6,1%) по общим вопросам применения положений законодательства о защите прав потребителей.
За отчетный период специалистами консультационного центра и пунктов проведено 10 «горячих линий», в частности: по вопросам качества и безопасности, условий хранения и сроков годности пищевых продуктов; по качеству и безопасности парфюмерно-косметической продукции; по защите прав потребителей (приурочена к Всемирному дню защиты прав потребителей – 15 марта); по вопросам детского отдыха, качества и безопасности детских товаров; по туристическим услугам и инфекционным угрозам за рубежом; по качеству и безопасности плодоовощной продукции и срокам годности»; по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей; по вопросам организации питания в школах; по услугам такси и каршеринга; по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков. Пресс-релизы «горячих линий» направлялись в СМИ, информация об их проведении размещалась в следующих новостных изданиях: мультирегиональный агрегатор новостей «БезФормата», интернет-газета «СТОЛИЦА на Onego.ru».
На основе материала, подготовленного Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», на сайте «Губернiя Daily» была размещена публикация: «В Роспотребнадзоре рассказали, как купить безопасные сладкие подарки для детей» (статья от 01.12.2023 г.)
В течение 2023 года специалистами консультационного центра были разработаны, размещены на сайте и стендах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» информационные материалы для потребителей в количестве 20 по темам:
1. «Памятка потребителю по выбору продуктов питания»;
2. «Рекомендации по выбору красной икры»;
3. «Рекомендации по посещению бань и саун»;
4. «Выбор стеклоомывающей жидкости»;
5. «Как вернуть товар надлежащего качества?»;
6. «Как вернуть товар надлежащего качества, купленный в интернет-магазине (дистанционным способом?»;
7. «Пять советов по финансовой грамотности»;
8. «О качестве и безопасности парфюмерно-косметической продукции»;
9. «О правах потребителя при покупке растений (цветов, букетов);
10. «Итоги работы Консультационного центра и пунктов для потребителей в 2022 году»;
11. «Всемирный день защиты прав потребителей»;
12. «Как защитить себя от финансовых махинаций?»;
13. «Детский отдых: советы родителям»;
14. «Памятка для туристов по профилактике инфекционных заболеваний за рубежом»;
15. «Рекомендации потребителям по выбору арбузов»;
16. «Качество и безопасность школьных принадлежностей»;
17. «Пять правил здорового питания для школьников»;
18. «Об услугах такси и каршеринга»;
19. «Осенние недели финансовой грамотности 2023 года»;
20. «О выборе сладкого новогоднего подарка».
В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей было организовано проведение в течение 1-2 кварталов 2023 года тематической викторины «Потребитель всегда прав?» для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Карелия. Информация о проведении викторины была размещена на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», направлена в образовательные учреждения Республики Карелия, в Министерство образования и спорта Республики Карелия, в Управление образования Администрации Петрозаводского городского округа, в Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Петрозаводского городского округа «Центр развития образования». 19 мая 2023 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» состоялось торжественное награждение участников и победителей викторины «Потребитель всегда прав?!». Призы и памятные дипломы участникам вручали главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» Пахомова Татьяна Николаевна и специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Карзуничева Алла Георгиевна. Всего в викторине приняли участие 124 учащихся общеобразовательных учреждений Республики Карелия: 29 человек – учащиеся 9-х классов, 42 человека – учащиеся 10-х классов, 53 человека – учащиеся 11 классов.
В 2023 году в Министерство образования и спорта Республики Карелия, в Управление образования Администрации Петрозаводского городского округа, в Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Петрозаводского городского округа «Центр развития образования» были направлены, подготовленные специалистами консультационного центра для потребителей, два тематических урока-презентации «Финансовая грамотность в сфере услуг ЖКХ», «Финансовая грамотность в сфере приобретения технически сложных товаров» для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Карелия.
По теме «Финансовая грамотность в сфере приобретения технически сложных товаров» в 26 общеобразовательных учебных заведениях прошли уроки, в них приняли участие 1115 обучающихся.
В рамках оказания платных консультационных услуг по защите прав потребителей за 2023 год было подготовлено 8 исковых заявлений, 1 претензия.
В рамках исполнения приказа № 93 от 28.12.2022 года «Об утверждении порядка ведения официальной страницы Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в социальной сети «ВКонтакте» за отчетный период специалистами консультационного центра были подготовлены информационные материалы по 31 теме. Наибольший интерес у граждан вызвали следующие посты: «О награждении победителей и участников викторины «Потребитель всегда прав?!» (12 лайков); «Рекомендации по выбору клубники» (8 лайков); Всемирный день хлеба: рекомендации потребителям по выбору хлебобулочных изделий» (8 лайков); «Рекомендации потребителям по выбору стеклоомывающей жидкости» (6 лайков); «О выборе сладкого новогоднего подарка» (6 лайков); «Право потребителя на информацию: технически-сложные товары» (5 лайков); «Из судебной практики консультационного центра» (про мобильный телефон ненадлежащего качества) (5 лайков).
При осуществлении основной деятельности консультационный центр регулярно контактирует в рамках информационного взаимодействия с консультационными пунктами для потребителей по вопросам сбора данных статистической отчетности, применения нормативной правовой базы, применения единых информационных ресурсов, повышения квалификации, организационным вопросам, осуществляются взаимные консультации по вопросам защиты прав потребителей.