Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О проведении внеплановых проверок по обращениям потребителей

16 Апреля 2015

О проведении внеплановых проверок по обращениям потребителей

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, рассмотрев обращение индивидуального предпринимателя связанного с проведением внеплановой выездной проверки, сообщает следующее.

При работе с обращениями граждан Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия руководствуется положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 2 названного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Одной из мер является проведение внеплановой проверки по обращению гражданина, права которого нарушены. Проверка проводится с целью установления факта наличия либо отсутствия нарушений прав потребителей.

Проведение проверки осуществляется строго в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом в Законе отсутствует норма, устанавливающая обязательное требование к обращению гражданина, согласно которому потребитель обязан до обращения в надзорный орган предъявить претензию продавцу (исполнителю, изготовителю) и представить документы, подтверждающие факт такого обращения.

Требования, которые потребитель вправе предъявить продавцу в связи с приобретением товара ненадлежащего качества, установлены статей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сроки удовлетворения соответствующих требований потребителей установлены статьями 20-22 указанного Закона.

Вместе с тем Закон РФ «О защите прав потребителей» не только устанавливает права потребителей, но и содержит права и обязанности продавцов (исполнителей, изготовителей).

Так в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Таким образом, Закон не обязывает продавца немедленно возвращать потребителю стоимость товара ненадлежащего качества.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества установлено статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанной статьей Закона потребитель имеет право в первую очередь на обмен товара надлежащего качества, и только в случае его отсутствия в продаже, потребовать уплаченной за товар денежной суммы.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~X1KYd