Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в сфере защиты прав потребителей за 1 полугодие 2022 года

10 Августа 2022

   Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005, предусмотрено, что государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

   Кроме того, 10.03.2022 Правительством Российской Федерации было принято постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Указанным постановлением Правительство Российской Федерации до конца 2022 года ограничило проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допуская возможность их проведения в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей только при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан либо по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

   Таким образом, начиная с 10 марта 2022 г., проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок хозяйствующих субъектов по иным основаниям, не указанным в постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, стало недопустимым.

   Учитывая изложенное, за 1 полугодие 2022 года в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей осуществлено 3 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами: 1 документарная проверка, 1 инспекционный визит и 1 выборочный контроль. Кроме того, проведены 94 выездных обследования без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

   По результатам 1 контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом выявлено 3 нарушения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.

   В ходе реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год, утвержденной Роспотребнадзором, Управлением проведено 134 профилактических мероприятия, в том числе, объявлено 71 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, проведен 51 профилактический визит, осуществлено 12 мероприятий по информированию контролируемых лиц.

   За 1 полугодие 2022 года на рассмотрение в Управление поступило 420 обращений по вопросам защиты прав потребителей, в том числе письменных обращений граждан – 417. Число обращений на нарушения прав потребителей составило 45 % от всех поступивших в Управление обращений (всего 927 обращения).

   Обращения, связанные с продажей товаров, составили 42,4 % (в 2021 году – 34,7 %); на сферу услуг приходится 57,6 % обращений.

   Наибольшее количество обращений: в сфере розничной торговли непродовольственной группой товаров – 34 % (в 2021 году – 30 %), услуг ЖКХ – 12 % (в 2021 году – 16 %), услуг связи – 7 %, медицинских услуг – 7 % (в 2021 году – 6 %), туристских услуг – 5 %, деятельности финансовых организаций – 4 % (в 2021 году – 6 %).

   Помимо прочего, в течение 2022 года рассмотрено 6 обращений по вопросам защиты прав потребителей в Виртуальную приемную ГИС ЗПП.

   По результатам осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей составлено 25 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 18 постановлений о привлечении к административной ответственности, из них в виде предупреждения – 2, в виде административного штрафа – 16. Наложено штрафов на общую сумму 239 тыс. руб.

   В 2022 году Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия продолжило активное участие в судебной защите прав потребителей, которая осуществлялась в форме подготовки заключений по делам в защиту прав потребителей, направления в суд исковых заявлений в защиту прав потребителей.

   Так, в течение 1 полугодия 2022 года в суд направлено 62 заключения по делам в защиту прав потребителей, из них по делам в защиту прав потребителей в сфере розничной торговли – 55 %, сферы услуг – 45 %. Значительную долю занимают заключения в области защиты прав потребителей в области бытового обслуживания населения (11 %), туристских услуг (11 %).

   По результатам рассмотрения дел, по которым Управление направляло в суд заключения, в пользу потребителей присуждено денежных средств на общую сумму 1 452 тыс. руб., в том числе компенсации морального вреда 82,1 тыс. руб.

   Одновременно Управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по адресу zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими соответствующие разделы потребительского рынка, с результатами проверок, изучить перечни продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и судебную практику.


Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~80kxb