Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Об итогах работы Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в сфере защиты прав потребителей за 2023 год

13 Февраля 2024

Согласно Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 1005, государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и с учётом ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

В 2023 году защита прав потребителей осуществлялась Управлением посредством рассмотрения жалоб, а также в рамках внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведённых по поручению Правительства РФ и в связи с выявлением индикатора риска нарушения обязательных требований.

С целью подтверждения достоверности сведений, содержащихся в обращениях граждан, широко применялись мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами: наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование.

По итогам контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии и без взаимодействия с контролируемыми лицами выявлено 207 нарушений законодательства в области защиты прав потребителей. Результативность составила 2 – 3 нарушения на 1 мероприятие.

По результатам контрольной (надзорной) деятельности в сфере защиты прав потребителей составлено 9 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 3 постановления о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа, наложено штрафов на общую сумму 2,3 тыс. руб.

По фактам нарушений, выявленных по результатам проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внесено 3 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Также выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

С учётом профилактической направленности контрольно-надзорной деятельности Управлением в 2023 году в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей проведено 2551 профилактическое мероприятие: объявлено 351 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, проведён 51 обязательный профилактический визит, осуществлено информирование контролируемых лиц путём размещения на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в сети «Интернет», в средствах массовой информации соответствующих публикаций, а также путём направления контролируемым лицам информационных материалов (всего 2105 случаев информирования), оказано 44 консультации при личном обращении контролируемых лиц (согласно утверждённому Управлением приказу).

В 2023 году на рассмотрение в Управление поступило 953 обращения по вопросам защиты прав потребителей, что больше предыдущего года на 9,3 %. Число обращений на нарушения прав потребителей составило 49,3 % от всех поступивших в Управление обращений (всего 1932 обращения). В течение 2023 года в Управление поступило 941 письменное обращение граждан по вопросам защиты прав потребителей.

По сравнению с предыдущим годом незначительно увеличилось количество обращений, связанных с продажей товаров, - 40,6 % (в 2022 году –40,4 %); на сферу услуг приходится 59,4 % обращений.

Наибольшее количество обращений: в сфере розничной торговли непродовольственной группой товаров, услуг ЖКХ, связи, в сфере деятельности на финансовом рынке, оказания медицинских услуг, бытового обслуживания населения.

Из числа рассмотренных обращений, решение вопросов по которым относится к полномочиям Управления, по 150 обращениям объявлены предостережения.

По результатам рассмотрения было выявлено 228 случаев причинения вреда имуществу потребителей на общую сумму 3027,7 тыс. руб., который был возмещён потребителям в размере 1658,3 тыс.руб.

Кроме того, в течение 2023 года рассмотрено 20 обращений в Виртуальную приемную ГИР ЗПП (в 2022 году – 13).

Одновременно Управление напоминает о работе Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей по адресу: zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе можно ознакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими соответствующие разделы потребительского рынка, с результатами проверок, изучить перечни продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и судебную практику.


Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~e8lc2