Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Применение Технического регламента Таможенного союза при производстве, обороте и реализации машин и оборудования

23 Апреля 2015

Применение Технического регламента Таможенного союза при производстве, обороте и реализации машин и оборудования

С 15 февраля 2013 года действует Технический регламент ТР ТС 010/2011 Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».

До 15 марта 2015 года на территории таможенного союза допускалось производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.

Начиная с указанной даты Технический регламент в полной мере распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.

Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Технический регламент ТР ТС 010/2011 распространяется на машины и (или) оборудование, для которых выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены согласно приложениям.

Применительно к потребительским правоотношениям в части приобретения указанного оборудования и машин по договорам купли-продажи, заключаемых гражданами исключительно для личных (бытовых нужд) не связанных с предпринимательской деятельностью, Техническим регламентом утвержден Перечень объектов технического регулирования в гражданском обороте, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации, в том числе:

  1. Станки деревообрабатывающие бытовые;
  2. Снегоболотоходы, снегоходы и прицепы к ним;
  3. Оборудование гаражное для автотранспортных средств и прицепов;
  4. Машины сельскохозяйственные;
  5. Средства малой механизации садово-огородного и лесохозяйственного применения механизированные, в том числе электрические;
  6. Машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства;
  7. Инструмент механизированный, в том числе электрический;
  8. Оборудование технологическое для лесозаготовки, лесобирж и лесосплава:
  • пилы бензиномоторные;
  • пилы цепные электрические.

В соответствии со ст. 12 Технического регламента машины и (или) оборудование, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия  должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском машин и (или) оборудования в обращение на рынке.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу машин и (или) оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы машины и (или) оборудования.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на само изделие.

Машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

Машины и (или) оборудование, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно п. 44 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 информация о товарах (услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.

Согласно п. 8, 9, 10 11, 18 Технического регламента машина и (или) оборудование должны иметь хорошо различимую четкую и нестираемую идентификационную надпись, содержащую:

- наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

- наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии));

- месяц и год изготовления.

Если сведения невозможно нанести на машину и (или) оборудование, то они могут указываться только в прилагаемом к данной машине и (или) оборудованию руководстве (инструкции) по эксплуатации. При этом наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)) должны быть нанесены на упаковку.

Указанные сведения должны содержаться в руководстве (инструкции) по эксплуатации. Кроме того, руководство (инструкция) по эксплуатации должно содержать наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними.

Руководство (инструкция) по эксплуатации выполняется на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.

Руководство (инструкция) по эксплуатации выполняется на бумажных носителях. К нему может быть приложен комплект эксплуатационных документов на электронных носителях (диски, эл. карты и др.). Руководство (инструкция) по эксплуатации, входящее в комплект машины и (или) оборудования не бытового назначения, по выбору изготовителя может быть выполнено только на электронных носителях.

В руководстве (инструкции) по эксплуатации должны быть установлены рекомендации по безопасной утилизации машины и (или) оборудования.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков (расходов).

При причинении вреда здоровью (имуществу) потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона.

Согласно п. 2, 3 ст. 12 Закона продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 настоящего Закона, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия осуществляет федеральный надзор за соблюдением требований технического регламента ТР ТС 010/2011 Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» по показателям предусмотренным ТР и вправе применять весь комплекс мер в рамках полномочий (составление протоколов по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, статьей 14.45 КоАП РФ, статьей 15.12 КоАП РФ), выдача предписания об устранении нарушений обязательных требований либо представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения).

В случае нарушений прав граждан-потребителей при продаже (реализации) продукции со стороны Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в качестве мер воздействия помимо мер административного воздействия, также могут быть применены меры гражданско-правовой защиты. Примером таких мер могут являться обращения в суды с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей, группы потребителей либо неопределенного круга потребителей в соответствии со ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» с целью компенсировать имущественный и моральный вред потерпевшим лицам, включая ущерб, возникший в результате причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего лица.

При этом ущерб может возмещаться при наличии фактов, подтверждающих использование опасной продукции, либо свидетельствующих о предоставлении неполной или недостоверной информации о продукции (товарах), и как следствие причинение гражданину убытков.

Одновременно обращаем внимание хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателе и юридических лиц) на следующие положения потребительского законодательства.

В случае судебного разбирательства, согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (продавцом), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~9cbqG