Приём обращений граждан |
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее — Управление), консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» (далее – консультационный центр), а также территориальными отделами Управления в период с 15 августа по 26 августа 2022 года были организованы и проведены «горячие линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей.
За указанный период времени в адрес Управления, консультационного центра, территориальных отделов Управления поступило 45 обращений граждан за получением консультаций по вопросам качества и безопасности детских товаров и школьных принадлежностей.
Большинство обращений потребителей коснулось вопросов качества игрушек, гаджетов и школьно-письменных принадлежностей и канцелярских товаров, Управление приводит некоторые ответы на интересующие вопросы потребителей:
Вопрос: Возможно ли обменять гелевую ручку надлежащего качества, если не подошел цвет пасты?
Ответ: Возможно, в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения статьи 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) о праве потребителя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел, в том числе по расцветке.
При этом обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Одновременно, гелевая ручка не поименована в перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463.
Вопрос: Какой установлен срок для предъявления потребителем требования в случае обнаружения в игрушке недостатка, при условии, что продавцом не был обозначен гарантийный срок?
Ответ: В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 19 Закона о защите прав потребителей в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные в статье 18 Закона о защите прав потребителей требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Вопрос: Какая информация должна быть нанесена на детские игрушки?
Ответ: В соответствии со статьей 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности игрушек», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 №798 маркировка (информация) игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации, должна содержать следующую информацию:
-наименование игрушки;
-наименование страны, где изготовлена игрушка;
-наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;
-товарный знак изготовителя (при наличии);
-минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;
-основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости);
-способы ухода за игрушкой (при необходимости);
-дата изготовления (месяц, год);
-срок службы или срок годности (при их установлении);
-условия хранения (при необходимости).
В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке.
Маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.
Кроме того, игрушки, соответствующие требованиям безопасности технического регламента Таможенного союза и прошедшие подтверждение соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (EAC).