Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О приобретении товаров на распродажах

24 Апреля 2020

Распродажа.jpg

Для организаций торговли одним из способов привлечения потребителей являются распродажи. Такие мероприятия могут проходить не только путем простого снижения цен на все или некоторые виды товаров, но и в виде различных акций. Например, покупателям предлагается приобрести три вещи по цене двух или собрать наклейки, позволяющие взамен получить товар со скидкой или вовсе бесплатно. В этой связи Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поясняет следующее.

Распродажа - реализация какого-либо товара по сниженным ценам; организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складcких и торговых площадей для поступления нового товара. Также зачастую происходит при закрытии/ликвидации торгового заведения.

Приводим некоторые примеры распродаж и специальных скидок.

Распродажи товара, которого нет или который заканчивается. Продавцы заманивают в свои магазины и отделы потребителей красивыми вывесками и акционными плакатами о больших скидках. А на самом деле товара уже нет. Потребитель приходит в магазин и, вероятнее всего, уже не сможет удержаться от того, чтобы что-нибудь не купить по цене, которая ничем не отличается от цены магазинов-конкурентов.

Распродажа неходового, залежалого товара. Зачастую продавцы, стремясь сбыть залежалый, не пользующийся спросом товар, объявляют о распродаже. При этом распродаются неходовые размеры одежды, дешевые или неизвестные марки техники, порой после ремонта, мебель с витрины, потертая и поцарапанная. В этом случае необходимо внимательно ознакомиться с информацией, представленной на ценнике и (или) бирке, он о многом может «рассказать»: дата производства товара, количество уценок на него и т.п.

Распродажа на все. С осторожностью относитесь к подобным лозунгам. Как вариант, в самом отделе окажется, что распродажа касается только определенной категории товаров. Или, возможно, распродажа на все и коснется всех товаров в отделе, но они будут предложены изначально по завышенной цене. Указанный факт легко можно обнаружить, сравнив товары в этом отделе с аналогичными товарами других магазинов или отделов, которые реализуются без скидки.

Ликвидация товара. Распродажа-ликвидация также может представлять собой очередную уловку продавца, чтобы заманить доверчивого потребителя. Так называемые «ликвидации» проходят наравне с сезонными скидками.

Подарок за покупку, который включен в стоимость товара. Любой потребитель любит подарки, да еще бесплатные. Этим пользуются продавцы. Потребители тщательно выбирают максимально подходящую вещь. Подарки - приятное и неожиданное дополнение к такой покупке. В российских магазинах стоимость подарка иногда закладывается в сам продаваемый достаточно дорогой товар, а в качестве подарка предлагается залежалый, неходовой товар. Зачастую подарок - условность, просто очень дешевый предмет к очень дорогой покупке - фен или кофемолка к плазменному телевизору, шейный платок - к норковой шубе.

Скидка или уценка на продукты питания? Если продукт питания предложен со скидкой, следует внимательно изучить его со всех сторон: не нарушены ли условия хранения, срок реализации, внешний вид товара и запах. Известно, что продукты питания быстро портятся. С формальной точки зрения на товары, которые вот-вот пора будет снимать с полок, должна объявляться уценка, а не распродажа. Крупные торговые сети могут объявлять скидки на определенные группы продуктов именно потому, что они крупные, и они могут диктовать закупочные цены поставщикам. Кроме того, им это выгодно, потому что, приобретая продукты со скидкой, покупатель дополнительно тут же выбирает что-то еще. В итоге для продуктового магазина не столь значительна стоимость определенного товара, как важен приток покупателей, оборот продуктов и средняя стоимость потребительской корзины.

Праздничная распродажа. Как правило, настоящая праздничная распродажа имеет точные сроки акции, характеризуется приличными скидками на все товары и имеет цель привлечь потребителя для покупки качественного товара по сниженной цене. Однако продавцы часто маскируют под праздничные распродажи сбыт залежалого, уцененного товара, неликвида. При праздничной распродаже к возбужденным ожиданием праздника и озабоченным покупками подарков потребителям применяют уловки: «распродажи на все» (но по завышенной цене) и «распродажи на товар, которого нет», «подарок за покупку, который включен в стоимость товара». Все это делается продавцами с целью привлечения как можно большего количества потенциальных потребителей.

Используя такие способы заманивания потребителей как распродажа, торговые организации несут ответственность за качество реализуемого товара. А следовательно, в случае обнаружения каких-либо недостатков, которые не были оговорены продавцом при продаже товара, потребитель может предъявить требования, предусмотренные статьёй 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Потребителю также важно знать, что любой товар, приобретённый по акции, подлежит возврату и обмену в том же порядке, как и обычно продаваемые аналогичные товары. В частности, если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен в течение 14 дней, не считая дня покупки (кроме тех, что входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~n1gDN