Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия по судебной защите прав потребителей

20 Февраля 2019

Одним из важнейших направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия является судебная защита прав потребителей. Указанная работа позволяет восстановить нарушенные потребительские права граждан, возместить материальный ущерб, причинённый им в связи с продажей некачественных товаров, оказанием некачественных услуг или выполнением некачественных работ, взыскать понесенные убытки, а также в установленных законом случаях неустойку за несоблюдение требований потребителя. Кроме того, статья 15 Закона РФ от 02.07.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» даёт право на компенсацию морального вреда, который причинен потребителям в результате неправомерных действий продавцов, исполнителей. Дополнительной мерой судебной защиты прав потребителя является штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Деятельность Управления по судебной защите прав потребителей осуществляется в трёх формах:

- дача заключений по делам в целях защиты прав потребителей в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса РФ;

- направление в суд исковых заявлений в защиту прав конкретных потребителей;

- защита интересов неопределённого круга потребителей.

Наиболее распространённой формой участия Управления в судебной защите потребителей является вступление в процесс для дачи заключения по делу. Данные заключения направляются по искам, с которыми потребители обращаются в суд самостоятельно.

Как показывает практика, объём судебной работы в части направления заключений по делу увеличивается. В 2018 году в суд направлено 126 заключений по делам в защиту прав потребителей, что на 27% больше, чем в 2017 году (99 заключений). В структуре заключений основную долю – 75 или 59,5% составляют заключения по делам в защиту прав потребителей в сфере розничной торговли; потребителей жилищно-коммунальных услуг – 10 или 7,9%, бытовых услуг – 10 или 7,9%, финансовых услуг – 9 или 7,1%. Кроме того, Управлением направлялись заключения в защиту прав потребителей туристских услуг (5), услуг связи (5), в сфере долевого строительства (3) и прочих видов услуг.

Из общего количества рассмотренных судебными органами дел, по которым Управление направляло в суд заключения (104 дела), требования потребителей удовлетворены при рассмотрении 91 дела (87,5%). Гражданам – потребителям присуждено денежных средств на общую сумму 4084,7 тыс. руб., в том числе в счёт компенсации морального вреда 300,9 тыс. руб.

В 2018 году Управлением направлено в суд 14 исковых заявлений, в том числе 13 исков в защиту конкретных потребителей и 1 иск – в защиту интересов неопределённого круга лиц. Исковые заявления в защиту конкретных потребителей подавались в отношении хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли (7), оказания туристских (2), финансовых (1), бытовых (1), жилищно-коммунальных (1) услуг, долевого строительства жилья (1).

Рассмотрено 16 исковых заявлений Управления (с учетом поданных, но не рассмотренных в 2017 году), из них удовлетворено 15 (93,8%). В пользу граждан присуждено денежных средств на общую сумму 520,7 тыс. руб., в том числе компенсации морального вреда 41 тыс. руб. Судебная защита законных интересов неопределенного круга потребителей осуществляется путём подачи неимущественного иска о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца).

Всего по результатам рассмотрения судебных дел с участием Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в пользу граждан-потребителей в 2018 году присуждено денежных средств на общую сумму 4605,4 тыс. руб., в том числе компенсации морального вреда 341,9 тыс. руб.

Например, Управлением мировому судье судебного участка направлено исковое заявление в защиту прав потребителя по следующим обстоятельствам. Между гражданином и юридическим лицом (сетью мебельных салонов) был заключён договор купли-продажи мебели. До заключения договора потребитель сообщил представителю продавца о необходимости приобретения дивана в кратчайшие сроки. Представитель продавца заверил, что диван будет доставлен в течение 7 дней. В момент заключения договора потребитель произвел предварительную оплату.

Между тем в согласованный сторонами срок продавец диван не доставил, в связи с чем гражданин неоднократно звонил, приезжал в магазин. Позднее потребитель обнаружил, что заключённым сторонами договором установлен срок доставки товара – до 90 календарных дней с момента подписания договора.

Гражданин написал заявление, в котором просил расторгнуть договор и вернуть денежные средства, уплаченные в качестве предоплаты. Заявление было принято представителем продавца, что подтверждается подписью представителя и печатью юридического лица. Учитывая, что хозяйствующий субъект оставил претензию без рассмотрения, потребитель направил в адрес продавца заказным письмом с уведомлением о вручении повторное заявление о расторжении договора, однако указанное почтовое отправление было возвращено по истечении срока хранения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 497 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. Согласно положениям пункта 22 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918, покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора.

Следовательно, предъявление требования о расторжении договора и возврате уплаченной в качестве предоплаты за товар денежной суммы было правомерным. Заочным решением мирового судьи судебного участка иск Управления удовлетворен, с продавца взыскана стоимость предварительно оплаченного товара, компенсация морального вреда, неустойка, штраф, судебные издержки.

Таким образом, участие Управления, очевидно, повышает шансы потребителей на удовлетворение имущественных исков, что является убедительным доказательством эффективности данной формы участия государства в судебной защите потребителей.

Управление дополнительно сообщает, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zpp.rospotrebnadzor.ru функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, с помощью которого можно ознакомиться с образцами претензионных и исковых заявлений, многочисленными памятками, обучающими видеороликами. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~2zs1P