Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

О результатах проведенной «горячей линии» по теме «Правовые основания защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг медицинскими учреждениями»

30 Декабря 2016

26 декабря 2016 года отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия проведена телефонная «горячая линия» по теме «Правовые основания защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг медицинскими учреждениями».

Приводим ответы на интересующие вопросы потребителей.

Рядом с моим домом открыли новый стоматологический кабинет. На дверях написано просто «Стоматология». Зашла вовнутрь. Никакой информации о врачах, не ясно, кому принадлежит этот кабинет, нет прейскуранта. Девушка-администратор сказала: «Какая Вам разница, чей это кабинет. Цену Вам скажет врач». Разъясните мне, есть ли такой закон, по которому нам – гражданам – должны предоставлять всю информацию о стоматологах и их услугах?

Отношения, возникающие между потребителями, пользующимися платными медицинскими услугами, и исполнителями таких услуг (медицинскими учреждениями), регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила предоставления платных медицинских услуг).

В соответствии с пунктом 11 названных Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы путём размещения указанной информации на вывеске.

Исполнитель – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

На основании пункта 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителей до сведения потребителя медицинских услуг должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя (медицинская деятельность), номере лицензии, сроке действия указанной лицензии, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию.

Кроме того, в силу положений пунктов 1, 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан дополнительно к пункту 11 Правил предоставления платных медицинских услуг своевременно предоставлять потребителю сведения об основных потребительских свойствах услуг, информацию о гарантийном сроке, если он установлен, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг, а также о правилах оказания услуг.

Стоматология, куда Вы обратились, нарушает право потребителей, установленное статьёй 8 Закона о защите прав потребителей, на информацию об исполнителе и об услугах, оказываемых им.

Я живу в Беломорске. Приехала в Петрозаводск в одну платную клинику для лечения. Врач, осмотрев меня, сказал, что на лечение потребуется 5 дней, при этом в договоре на это не указал. Мне важно, чтобы это было прямо указано в тексте договора, потому что хочу купить билеты на обратный путь. И вообще договор такой маленький. Всего лишь несколько условий. Что в нём должно быть прописано?

Требования к составу реквизитов договора определены в пункте 17 Правил предоставления платных медицинских услуг.

Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации - юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата её регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Таким образом, в Вашем случае договор в обязательном порядке должен содержать условие о пятидневном сроке лечения.

Вчера между мной и медицинской организацией был заключён договор на предоставление платных медицинских услуг по зубопротезированию. В договоре есть пункт: «Исполнитель имеет право при изменении объёма услуг изменять размер платы за оказание стоматологических услуг». Хотел бы знать, насколько законно такое условие договора? По сути, я даже не знаю, сколько вообще денег должен буду заплатить в конце протезирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Названным Вами условием предусмотрено основание для изменения стоимости услуг в одностороннем порядке по инициативе медицинской организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Согласно статье 310 ГК РФ в отношениях с гражданами одностороннее изменение условий гражданско-правового договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Из смысла пункта 1 статьи 452 ГК РФ следует, что соглашение об изменении условий договора о предоставлении платных медицинских услуг должно быть заключено в той же форме, что и сам договор, то есть в письменной форме. Сделка в письменной форме совершается путём составления документа, выражающего его содержание, подписанного лицом или лицами, совершающими сделку или должным образом уполномоченными ими лицами (пункт 1 статьи 160 ГК РФ).

Следовательно, в отношениях между медицинским учреждением и гражданином одностороннее изменение условий (об изменении объёма или вида услуг, об изменении размера их платы) по договору о предоставлении платных медицинских услуг без оформления соответствующего дополнительного соглашения не допускается.

Кроме того, положениями статьи 779 ГК РФ определён предмет договора возмездного оказания услуг. По договору оказания медицинских услуг исполнитель обязуется оказать услуги по заданию заказчика. Предоставление дополнительных платных медицинских услуг, не порученных заказчиком, возможно только с согласия пациента, даже если эти услуги ему необходимы по медицинским показаниям.

Согласно пункту 20 Правил предоставления платных медицинских услуг в случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

Таким образом, рассматриваемый пункт договора ущемляет право потребителя на согласование существенного условия договора о цене услуги.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~6oQ5A