Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Об итогах проведения «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков

19 Декабря 2022

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует о том, что в период с 5 по 16 декабря 2022 года специалистами Управления была проведена телефонная «горячая линия» по теме «Качество и безопасность детских товаров, выбор новогодних подарков».

Приводим некоторые ответы на интересующие потребителей вопросы.

1. Приобрели в магазине в подарок ребёнку машинку на радиоуправлении. Согласно информации, размещённой на упаковке, на машинку установлен гарантийный срок — 12 месяцев. На пятый день эксплуатации машинки она перестала реагировать на пульт управления, хотя требования, указанные в инструкции по эксплуатации, нами не нарушались. Что делать в данном случае? Можно ли вернуть неисправную машинку обратно в магазин?

Невозможность использования товара по назначению является недостатком товара.

Согласно абзацу 8 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) под недостатком товара понимается несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации подлежат применению положения статьи 18 Закона о защите прав потребителей, которая регламентирует права потребителей при обнаружении в товаре недостатков.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

         - потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

         - потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

         - потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

         - потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

         - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Предъявить указанные требования можно в течение гарантийного срока, установленного на товар.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В этой связи Вы вправе обратиться к продавцу (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) с претензией и предъявить одно из требований по Вашему выбору, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей. Претензию рекомендуется составлять в письменном виде в двух экземплярах, один из которых вручать продавцу или его представителю под подпись либо направлять заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес продавца.

Продавец, в свою очередь, в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей обязан принять у Вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести его проверку качества. При этом Вы вправе участвовать в такой проверке качества товара.

Сроки для удовлетворения требований потребителей, заявленных в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, установлены статьями 20-22 Закона о защите прав потребителей.

В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 Закона о защите прав потребителей (пункт 2 статьи 23 Закона о защите прав потребителей).

2. Мной для моей дочери в магазине были приобретены детские колготки. Колготки покупались без примерки. При примерке колготок дома выяснилось, что они оказались малы дочери. В связи с чем я обратилась в магазин, в котором приобретала колготки, и потребовала обменять их на такие же колготки, но большего размера, в чём мне было отказано. Правомерен ли отказ магазина в данном случае?

Порядок возврата непродовольственных товаров надлежащего качества установлен статьёй 25 Закона о защите прав потребителей.

Согласно положениям указанной статьи потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Вместе с тем, чулочно-носочные изделия, к которым, в том числе относятся колготки, входят в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (пункт 5).

Таким образом, отказ магазина в обмене колготок надлежащего качества правомерен.

Однако, следует иметь в виду, что ограничения по обмену и возврату товаров, входящих в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, не распространяются на товары надлежащего качества, приобретённые дистанционным способом продажи товаров (на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора).

Кроме того, обменять или вернуть товары, входящие в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, можно на основании статьи 18 Закона о защите прав потребителей в том случае, если в них обнаружены недостатки.

3. Подскажите, пожалуйста, как выбрать детскую коляску. Какие требования установлены к безопасности детских колясок?

Требования к безопасности детских колясок установлены в статье 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).

Коляски не должны иметь острых краев, узлов и деталей, находящихся в контакте с ребенком. Не должно быть открытых отверстий, щелей диаметром в диапазоне больше 5 мм и меньше 12 мм. Открытые коляски должны иметь устройства для предупреждения выпадения ребенка из коляски (ремни безопасности, ограждения и другие аналогичные приспособления), спинка коляски должна быть формоустойчивой.

Тормозная и блокировочная системы колясок должны быть недоступны для ребенка, находящегося в коляске, или закрытие и открытие их должно осуществляться одновременно двумя руками либо с применением специальных инструментов.

Не допускается самопроизвольного срабатывания движущихся (складные ручки) и съемных деталей (кузова) из рабочего положения.

Текстильные материалы колясок должны быть прочными, иметь устойчивость окраски к трению не менее 3 баллов по серой шкале эталонов.

Внешняя обивка закрытого кузова колясок должна быть водонепроницаемой или иметь водонепроницаемый чехол.

Ручки, ремни, скобы и иные приспособления, предназначенные для переноски колясок, должны выдерживать нагрузку 30 кг. Прочность ремней безопасности, включая регуляторы и замки, должна быть не менее 150 Н.

Текстильные материалы, применяемые в изготовлении колясок, должны соответствовать требованиям химической безопасности.

Конструкция колясок должна обеспечивать возможность установки световозвращающих и сигнальных элементов.

Коляски детские должны иметь инструкцию по применению с указанием возраста пользователя, для которого предназначено изделие, а также по монтажу, установке, регулированию, безопасному использованию и хранению. Маркировка колясок детских должна содержать информацию о гарантийном сроке эксплуатации и хранения.

4. Скажите, пожалуйста, как понять, что приобретённая для ребенка игрушка является безопасной?

Качественная детская игрушка должна соответствовать требованиям к безопасности игрушек, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011).

ТР ТС 008/2011 не распространяется на изделия, указанные в приложении 1 к указанному техническому регламенту, которые не рассматриваются как игрушки, а также на игрушки, изготовленные по индивидуальному заказу, выставочные образцы.

Игрушки, соответствующие требованиям безопасности ТР ТС 008/2011 и прошедшие подтверждение соответствия согласно статье 6 ТР ТС 008/2011, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском игрушек в обращение на рынке.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится непосредственно на саму игрушку и (или) упаковку игрушки (потребительскую, групповую, транспортную) и (или) этикетку, медальон, ярлык (в том числе вшивной ярлык), листки-вкладыши, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах.

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы игрушки.

Для игрушек, состоящих из нескольких частей, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на те части, которые могут размещаться на рынке отдельно.

Игрушки маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется и предусматривающих нанесение данного знака.

Знак тамож.союза.png 

Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза

5. Какую информацию должна содержать маркировка детской обуви и где она должна быть размещена?

Требования к маркировке детской продукции определены в статье 9 технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).

Маркировка продукции должна содержать следующую информацию на русском языке:

- наименование страны, где изготовлена продукция;

- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортёра, дистрибьютора;

- наименование и вид (назначение) изделия (при необходимости);

- дата изготовления (месяц, год);

- единый знак обращения на рынке;

- срок службы продукции (при необходимости);

- гарантийный срок службы (при необходимости);

- товарный знак (при наличии).

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.

Маркировка обуви также должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.

Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

 

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~JrzeY