Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Об ответственности интернет-магазина за просрочку возврата стоимости товара надлежащего качества

28 Апреля 2022
Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия напоминает потребителям об их правах при приобретении товаров в интернет-магазине.
Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель может отказаться и вернуть товар продавцу в любое время до его передачи, а после передачи товара только в течение семи дней.
Для того, чтобы вернуть продавцу товар надлежащего качества, необходимо чтобы были соблюдены все условия, а именно:
-сохранен товарный вид товара;
-сохранены потребительские свойства товара;
-продавцу предъявлен документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Вернуть можно любой товар, однако если товар надлежащего качества имеет индивидуально-определенные свойства (может быть использован исключительно приобретающим его потребителем), то такой товар не подлежит возврату.

Срок возврата денежных средств.

При отказе потребителя от товара продавец обязан вернуть денежные средства потребителю в течении десяти дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Но не всегда продавец исполняет обязательство в указанный срок.                                                
Ответственность продавца за нарушение срока возврата товара надлежащего качества.

При нарушении продавцом срока возврата денежных средств продавцу предусмотрена ответственность за неисполнение денежного обязательства. 
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору.

Из судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело о защите прав потребителя, разъяснил ответственность продавца интернет-магазина при нарушении срока возврата денежных средств при отказе потребителя от заказа надлежащего качества.
Судебной коллегией было установлено, что истец приобрел у продавца товар в интернет-магазине, а после его получения обнаружил, что цвет не соответствует фотографиям на сайте продавца, и в надлежащий срок (п. 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей) отказался от товара и предъявил требование о возврате денежных средств. Продавец не отреагировал на претензию, и потребитель обратился с иском в суд для взыскания денежных средств, потребовав также взыскания неустойки в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (по п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).
Суды нижестоящей инстанции удовлетворили требования истца, но разошлись во мнении лишь относительно начала срока начисления неустойки.
Однако Верховный Суд Российской Федерации не согласился с решениями судов, мотивировал указанное тем, что при рассмотрении спора, связанного с дистанционной продажей, основанием для взыскания неустойки, предусмотренной пунктом 1 статьи 23 Закона о защите прав потребителей, могут быть лишь случаи продажи товара ненадлежащего качества (по смыслу п.5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
В ситуации, когда товар надлежащего качества, продавец может быть привлечен к ответственности лишь по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 января 2022 г. N 49-КГ21-34-К6).

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~CECu9