Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Памятка потребителя по покупке ювелирных изделий. Рекомендации по выбору подарков (парфюмерной продукции)

14 Февраля 2019

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в преддверии наступающих праздников обращает внимание потребителей при выборе подарков на особенности продажи ювелирных изделий и парфюмерно-косметической продукции.

Украшение.jpg

Ювелирные изделия – особый потребительский товар.

Особенности торговли этим видом продукции изложены в разделе 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55.

Основное требование к ювелирным изделиям – наличие на них оттиска пробирного клейма (пробы), а на продукции российских предприятий – еще и именинника производителя.

Ограненные бриллианты и изумруды продают только при наличии Сертификата на каждый камень или партию.

Предназначенная для покупателя информация об изделиях из драгоценных металлов и камней помимо сведений, которые указываются для прочих товаров, должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах, извлечения из стандартов о порядке клеймения и сертификации, ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм.

Изделия из драгоценных металлов и камней, выставленные для продажи, группируют по их назначению и навешивают на каждое из них опломбированные ярлыки, а также снабжают индивидуальной упаковкой.

При этом на ярлыках указывают наименование изделия и его изготовителя, вид драгоценного металла, артикул, пробу, массу, вид и характеристики вставок из драгоценных камней, цену изделия, а также цену за 1 грамм для изделий без вставок.

Покупатель может потребовать взвешивания товара, которое производится на специальных весах. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и реквизиты продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи, цена товара и подпись лица, непосредственно продавшего изделие, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

Устанавливается срок обнаружения скрытых дефектов изделий ювелирных из драгоценных металлов – 24 месяца со дня их продажи через предприятия торговли. При покупке данного потребительского товара следует уточнить срок гарантии от торговой фирмы и просить ее оформить на товарном чеке или иным способом. После окончания срока гарантии за покупателем остается право предъявлять претензии по качеству до 2 лет со дня продажи, но здесь обязанность доказывать наличие производственного брака через платную независимую экспертизу лежит полностью на покупателе.

Ювелирные изделия надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

Правила покупки ювелирного изделия и права покупателя

Покупка ювелирного украшения это не только приятное, но и ответственное мероприятие. Чтобы не омрачать радость некачественным изделием, избежать мошенничества, следует отдавать предпочтение при выборе только серьезным магазинам, а не сомнительным торговым точкам и ни в коем случае не нужно стремиться сэкономить.

В торговом зале ювелирного магазина в доступном месте обязательно должны быть представлены регистрационные документы Продавца (заверенные копии), Правила торговли (Правила продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55), прейскуранты на услуги (если услуги предоставляются).

После покупки обязательно сохраняйте кассовый и товарный чеки и бирку.

При покупке ювелирного украшения, внимательно осмотрите его, найдите оттиск пробирного клейма и именник завода-изготовителя (в случае если речь идет о ювелирной продукции отечественного производителя). Если изделие импортного производства, то именник может отсутствовать, но клеймо Российской Государственной Пробирной палаты установленного образца должно присутствовать обязательно!

Пробирное клеймо представляет собой (последовательно):

- шифр пробирной инспекции (одна буква)

- знак удостоверения, представляющий из себя женскую голову в кокошнике в профиль, повернутую направо (с 1958 по 1993 г.г. знаком удостоверения было изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды)

- знак пробы. В Российской Федерации установлены следующие пробы:

платиновые – 950, 900, 850 

золотые – 999, 958, 750, 585, 500, 375 

серебряная – 999, 960, 925, 875, 830, 800;

палладиевая – 850, 500.

При продаже ювелирного изделия продавец обязан Вам выдать кассовый чек и товарный чек с указанием цены, качественных параметров изделия, реквизитами продавца и его подписью.

У каждого продаваемого ювелирного изделия должен быть опломбированный ярлык, в обязательном порядке содержащий такие пункты, как

- наименование ювелирного изделия,

- название изготовителя,

- драгоценный металл, из которого изготовлено изделие, с указанием пробы,

- артикул,

- вес изделия,

- размер изделия (для колец, цепей, браслетов),

- виды драгоценных вставок с указанием веса и качественных характеристик,

- цена изделия,

- ОСТ 117-3-002-95, отметку ОТК.

Все производимые в России ювелирные изделия из драгоценных металлов должны отвечать единым требованиям, изложенным в документе ОСТ 117-3-002-95 «Ювелирные изделия из драгоценных металлов. Общие технические условия».

Согласно этому документу, на изделиях допускается незначительная пористость, волнистость, следы инструмента на нелицевых поверхностях неухудшающие внешний вид изделия; незначительная деформация поверхности или форм изделия в зоне оттиска клейма; след от натира на пробирном камне, незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются.

Ювелирные изделия относятся к товарам длительного пользования, на которые устанавливается гарантийный срок. В течение гарантийного срока покупатель имеет право вернуть ювелирное изделия в салон при обнаружении серьезных недостатков в качестве товара. Речь идет только об украшениях с браком.

В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе потребовать:

- заменить товар,

- отремонтировать изделие за счет продавца,

- вернуть товар и получить уплаченную сумму (часть 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Согласно ст. 476 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец не отвечает за недостатки товара, которые возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Гарантийным случаем не является: деформация и нарушение целостности конструкции вследствие физического воздействия; изменение цвета изделия вследствие воздействия на него химических и косметических средств; разбитые вставки.

Если же Вы решили вернуть или обменять ювелирное изделие по иным причинам (неподходящий цвет, размер и т.д.), в этом случае ювелирный магазин имеет полное право отказать Вам в просьбе, так как, согласно постановлению Правительства РФ №55 от 19 января 1998 года изделия надлежащего качества из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни возврату и обмену не подлежат.

Парфюм.jpg

Парфюмерно-косметическая продукция

В соответствии со статьёй 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге.

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:

- наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции;

- назначение парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;

- косметика, предназначенная для детей, должна иметь соответствующую информацию в маркировке;

- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);

- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна где расположено производство продукции не совпадает с юридическим адресом изготовителя);

- наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;

- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного - номинальная масса куска, на момент упаковки) за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;

- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

- массовую долю фторида (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;

- срок годности: дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);

- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартной особой меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях;

- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;

- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;

- список ингредиентов.

Список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств-членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению. До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нём необходимой информации. Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров. При передаче товаров в упаковке с целлофановой обёрткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по Республики Карелия: 8-800-200-29-28.

Управление сообщает, что при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» работает консультационный центр (г. Петрозаводск, ул. Луначарского, 13А, каб. №23, тел. 56-12-07, часы приема потребителей: пн. - чт. с 9:00 до 16:30; пт. с 9:00 до 13:00, сб. и вс. - выходные дни), осуществляющий консультирование граждан и оказывающий помощь в составлении претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей, куда можно обратиться за содействием.

Возможна предварительная запись на личный прием по телефону: 8 (8142) 56-12-07.

Граждане также имеют возможность задать интересующие вопросы по электронной почте: cge@cge.onego.ru.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~aQuMj