Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Правила продажи товаров дистанционным способом

12 Марта 2018

В связи с тем, что с каждым годом дистанционная торговля завоевывает все большую популярность, специалисты Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обращают внимание потребителей на ряд ее особенностей, знание которых поможет разобраться в правовых вопросах и приобрести качественную и безопасную продукцию.

Дистанционная торговля 1.jpg

Современные электронные и виртуальные технологии привели к стремительному развитию такого вида торговой деятельности, как торговля через Интернет. Торговля через интернет-магазин, является удобным и очень выгодным как для продавцов товаров, так и для их покупателей. Продавцов такой вид продажи привлекает возможностью значительного сокращения расходов: достаточно создать лишь виртуальную торговую площадку, то есть интернет-магазин, который представляет собой сайт в Интернете.

Интернет - магазины дают возможность для своих покупателей, не выходя из дома купить тот или иной товар, просто зайти на сайт и оформить заказ. Цены товаров, продаваемых по Интернету, по сравнению с ценами в обычных магазинах являются более низкими благодаря минимуму затрат на ведение торговли. Вместе с тем при покупках через Интернет существует ряд специфических особенностей, которые необходимо учесть, чтобы не испортить себе настроение от неудачной покупки или не стать жертвой мошенников, так как в данном случае отсутствует прямой непосредственный контакт потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения.

Порядок продажи товаров дистанционным способом, а также отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом регулируется:

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Законом Российской Федерации от 07.02.92. №2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон РФ «О защите прав потребителей»);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2007 №612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее - Правила).

Перечень товаров, подлежащих продаже дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг, определяется самим продавцом.

Вместе с тем пунктом 5 Правил введены ограничения, согласно которым не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Дистанционная торговля 2.jpg

Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.   

Согласно п.20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Продавец до заключения договора розничной купли-продажи должен предоставить покупателю следующую информацию:

- адрес (место нахождения) продавца;

- основные потребительские свойства товара;

- место изготовления товара;

- полное фирменное наименование (наименование) продавца;

- цену и условия приобретения товара, информацию о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;

- о порядке оплаты товара;

- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):

- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

- сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

- цену в рублях и условия приобретения товара;

- сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сведения о правилах продажи товаров;

- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.

Дистанционная торговля 3.jpgПотребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Исключение составляют товары с индивидуально-определенными свойствами, если они могут быть использованы исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Продавец обязан довести до сведения потребителя следующую информацию о порядке и сроке возврата товара:

а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

б) режим работы продавца;

г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.

При возврате покупателем товара надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:

а) полное фирменное наименование (наименование) продавца;

б) фамилия, имя, отчество покупателя;

в) наименование товара;

г) даты заключения договора и передачи товара;

д) сумма, подлежащая возврату;

е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия информирует, что в настоящее время продолжают поступать жалобы о нарушении прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом. Всего в 2017г. в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия от граждан поступило 20 письменных обращений о нарушениях в сфере реализации товаров дистанционным способом.

В своих обращениях потребители указывают на непредоставление продавцом в момент продажи товара полной информации об условиях безопасного и эффективного использования приобретенного ими товара; на нарушение сроков поставки товара, заказанного дистанционным способом и не удовлетворение требования о возврате денежных средств в связи с нарушением обязательств по договору.

В данной сфере общественных отношений наиболее эффективными являются гражданско-правовые способы защиты права, так как согласно действующим в Российской Федерации правилам, выносить решения по существу имущественных споров на потребительском рынке вправе только суд общей юрисдикции (статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Роль Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в защите прав граждан, приобретающих товары через интернет у продавцов, выражается в участии в судебных процессах в целях дачи заключений по гражданским делам о защите прав потребителей, а также в претензионно-исковом порядке защиты прав потребителей.

Таким образом, при рассмотрении большего числа обращений потребителям были даны мотивированные ответы с разъяснением о возможном участии Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия  в суде для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты их прав. Восемь обращений  послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц по ч.1 ст. 14.8, ст. 14.15 КоАП РФ. По одному обращению, с учетом полученных в ходе его рассмотрения документов, Управлением подано исковое заявление в суд о защите прав конкретного потребителя.

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~14h2z