Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Пирогова, д.12 185002 Петрозаводск,
8 8142 76-35-93 sanepid@karelia.ru

Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером

14 Сентября 2022

   Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.

   Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения - сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности, учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.

   Режим дня школьника. Каким он должен быть?

   Основными элементами режима дня школьника являются:

-учебные занятия в школе и дома;

-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

-регулярное и достаточное питание;

-физиологически полноценный сон;

-свободная деятельность по индивидуальному выбору.

   Физиологически полноценный сон

   Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

   Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:

-ложиться спать в одно и то же время;

-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);

-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

   Кровать у ребёнка должна быть ровной, с невысокой подушкой.

   Комнату нужно хорошо проветривать.

   Продолжительность ночного сна для школьников:

- 6-7 лет – 11 часов;

- 8-10 лет – 10 часов;

- 11-14 лет – 9 часов;

- 15 лет и старше – 8,5 часов;

   Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 1,5 часов.

   Электронные средства обучения (ЭСО)

   Особое внимание следует уделить нормам работы школьников с использованием электронных средств обучения.

   Нормативы размера экрана электронных средств обучения

Электронные средства обучения

Диагональ экрана, дюйм/см, не менее

Интерактивная доска (интерактивная панель)

65/165,1

Монитор персонального компьютера, ноутбука

15,6/39,6

Ноутбук

14,0/35,6

Планшет

10,5/26,6

   Общая продолжительность использования электронных средств обучения школьниками не должна превышать

Электронные средства обучения

Классы

на уроке, мин, не более

суммарно в день в школе, мин, не более

суммарно в день дома (включая досуговую деятельность), мин, не более

1

2

3

4

5

Интерактивная доска

5-7 лет

7

20

-

1-3 классы

20

80

-

4 классы

30

90

-

5-9 классы

30

100

-

10-11 классы

30

120

-

Интерактивная панель

5-7 лет

5

10

-

1-3 классы

10

30

-

4 классы

15

45

-

5-6 классы

20

80

-

7-11 классы

25

100

-

Персональный компьютер

6-7 лет

15

20

-

1-2 классы

20

40

80

3-4 классы

25

50

90

5-9 классы

30

60

120

10-11 классы

35

70

170

Ноутбук

6-7 лет

15

20

-

1-2 классы

20

40

80

3-4 классы

25

50

90

5-9 классы

30

60

120

10-11 классы

35

70

170

Планшет

6-7 лет

10

10

-

1-2 классы

10

30

80

3-4 классы

15

45

90

5-9 классы

20

60

120

10-11 классы

20

80

150

   При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).

   Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.

   Важно также правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15-16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе - 1 час; во 2-3 классах - 1,5 часа; в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени. 

Короткая ссылка на новость: http://10.rospotrebnadzor.ru/~h6hTx