Приём обращений граждан |
О правилах оказания услуг общественного питания
Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Оказание услуг общественного питания регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг общественного питания утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Под порцией понимается определенный объем (вес) готового блюда продукции общественного питания (напитка), отпускаемого потребителю за определенную цену, которые устанавливаются исполнителем в меню (меню или винной карте).
Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие) (п. 5 Правил оказания услуг общественного питания утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036).
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 (далее Правила) в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.
Согласно п. 12 Правил исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
Исходя из п. 13 Правил - информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
Во исполнение п. 14 Правил потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Пункт 21 Правил устанавливает, что исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.
Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (п. 24 Правил).
К типичным нарушениям, выявляемым в организациях общественного питания, в том числе по жалобам населения, относятся:
- реализация пищевых продуктов и продовольственногосырья (продажа продуктов питания с истекшим сроком годности, плохое качество продуктов питания, наличие посторонних предметов в готовой продукции и блюдах и т.д.), а также контактирующих с ними материалов;
- неудовлетворительное содержание торгового зала и прилегающих помещений (территорий);
- нарушение условий хранения продуктов питания, а также неработающее холодильное оборудование;
- беспокойство вследствие разгрузочно-погрузочных работ, поступление запахов в квартиры жилого дома из-за деятельности предприятий общественного питания, а также производственных цехов на предприятиях торговли);
- неудовлетворительное содержание контейнерных площадок (несвоевременный вывоз мусора);
- неудовлетворительное санитарное содержание помещений (наличие грызунов и насекомых).
3 января 2015 года вступил в силу Федеральный Закон от 22.12.2014 № 436-ФЗ, которым предусмотрено увеличение санкций ст. 6.6 КоАП РФ. По фактам нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах. Штраф на юридическое лицо, допустившее указанное выше правонарушение, может быть наложен в максимальном размере – до 50 000 рублей. Кроме того, последние изменения, внесенные в ст. 13 Федерального Закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», исключают предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки.